Оглавление

Глава 5
О Древней Российской Церкви

Она следовала апостольскому и вселенскому преданию. Свидетельства о сем восточных патриархов и всеобщая уверенность. Ея законы были совершенны и не подлежали никакому изменению. Нарушители древних преданий подлежат проклятию.

Грамоты восточных патриархов

Грамота патриарха Иеросалимскаго Феофана, об учреждении в России патриаршества. Кормчая, лист. 25 обор.,изд. 7160 г.

Феофан патриарх святаго града Иеросалима и всея Палестины, свидетельствую сим моим писанием истинно. Егда бех во святем граде Иеросалиме, с прежде бывшим мене патриархом святейшим кир Софронием и со инеми боголюбивыми тамо сущими митрополиты и архиепископы и епископы, и видех на востоце и на полудне от поганых агарян святым Божиим церквам запустение, и православным христианом святаго греческаго закона великое насилие и погубление. И утешения ни откуду несть, точию слух благочестиваго христианскаго руссийскаго царя, яко той един на вселенней владыка и блюститель веры Христовы. Прочии же вси, аще нецыи и именем христиане нарицаху, но далече от истинны отпадоша, и горше окаянных турок в православной вере гонители быша, и никоеже упование тамо в сущих странах.

Грамoта патриарха Константинопольскаго Иеремии царю Феодору Иоанновичу (7097 г.), Кормчая, л. 15.

Воинстину в тебе, благочестивом царе, Дух Святый пребывает, и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет праве, и истинно вашего благородия начинание. А нашего смирения, и всего освященнаго собора того превеликаго дела совершение. Понеже убо ветхий Рим падеся аполлинариевою ересию. Второй же Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем. Твое же, о благочестивый царю, великое Руссийское царствие, третий Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая в твое царствие в едино собрашася, и ты един под небесем христианский царь именуешися, во всей вселенней, во всех христианех.

Грамота Константинопольскаго патриарха Иоанникия Московскому патриарху Иосифу, 5 декабря, 1651 г. Арсений Суханов, исследование С. Белокурова, ч. 1.

Иоанникий, милостию Божиею, архиепископ Константинополя, новаго Рима и вселенский патриарх.

Блаженнейший и святейший патриарх Богоспасаемаго города великой Москвы и всея России. Священнейший и богоизбранный господин... брат и сослужитель возлюбленный и вожделенный нашего смирения... Ибо богоизбранное твое блаженство стоит, как высокопарный орел, с двумя посеребренными крыльями... Одно крыло составляет беспорочная и православная вера христианская, которую содержит и проповедует (твое блаженство) в неизменном, незыблемом и чистом от всякаго тлетворнаго плевела виде, как от начала оно приняло ее и научено ей. Второе крыло составляет добродетельное житие твоего блаженства, богоугодные твои подвиги, ангельское поведение и сверх всего твоя кротость, соединенная с состраданием ко всем и милосердием. Поэтому то и во всех четырех концах вселенной славится имя твоего блаженства и сияет этими двумя (крылами) в сонме патриархов, подобно светозарному небу, освящаемому двумя великими светилами, именно солнцем и луной: солнце это православие твое, а луна твоя добродетель.

Всеобщая уверенность.

Повесть о белом клобуке. В сочинении профес. Е.Е. Голубинского. К нашей полемике со старообрядцами, стр. 89, изд. 1905 г.

Якоже от Рима благодать и слава и честь отъята бысть, такоже и царствующаго града[1] благодать Святаго Духа отымется в пленение агарянское и вся святая предана будет от Бога великаго Русстей земле во времена свои. И царя русскаго возвеличит Господь над многими языками и под властью его мнози царие будут от иноязычных. И патриаршеский чин от царствующаго града такожде дан будет Русстей земле во времена свои. И страна наречется святая Россия, Богу тако изволившу прославити тацеми благодеянии Русскою землю, исполнити православия величеством и честнейшу сотворити паче первых сих (т.е. греков).

Внутренние вопросы в старообрядчестве, П.С. Смирнова, стр. 3, изд. 1898 г.

Нигде несть такия правыя веры, якоже в Московском государстве. Аще и быша и еще есть в иных землях вера христианская, но много ересьми смесишася, а такие уже под солнцем веры чистыя несть, какова в Русстей земле.

Послание старца Филофея к царю. В сочинении професс. Н.Ф. Каптерева. Характер отношений России к православному Востоку в 16 и 17 стол., стр. 10, изд. 1885 г.

Пресветлейшему и высокостольнейшему государю и великому князю православному, христианскому царю и владыце всех, браздодержателю святых Божиих престол святыя вселенския и апостольския церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения, иже вместо Римския и Константинопольския просиявшу... Сия же ныне третьяго и новаго Рима державнаго твоего царствия, святая соборная апостольская церкви, иже в концых вселенныя в православной христианстей вере во всей поднебесней паче солнца светится... Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино.

Зиновий Мних, гл. 45, стр. 898, Казанское изд., 1863 г.

Яже ереси отвращается зело Русская соборная церковь, во всем последующи апостольским преданиям, верующи и славящи по евангелию блаженнаго Бога Господа нашего Исуса Христа, хранящи все заповеди его.

Проклятие нарушителям преданий.

Беседы апостольския, послание к Галатам, гл. 1. , стр. 1473, изд. 1892 г.

Благочестия отступити, Бога есть отступити.

Патриарх Иеремия, обеты лютераном, стр. 243, изд. 1866 г.

Посему, братие, будем стоять на камне веры и преданий церкви, не преступая пределов, положенных святыми отцами нашими, не попуская желающим вводить новости и разрушать здание святой Божией кафолической Церкви. Ибо если всякому желающему дано будет позволение на это, то мало по малу разрушится все тело Церкви.

Викентий Лирийский, Памятныя Записки, гл. 23, стр. 109–111, изд. 1863 г.

Тем же законам преуспеяния должно следовать и учение христианской религии. Пусть, то есть оно, с годами укрепляется, со временем расширяется, с веком возвышается. Но при этом оно должно остаться неповрежденным и неиспорченным... Что только посеяно в сей церкви, на пашне Божией, верой отцев, то же самое тщанием сыновей пусть и усовершается и сохраняется, то же самое пусть цветет и созревает, то же самое пусть преуспевает и совершается. Ибо украшать, улучшать, усовершенствовать с течением времени древние догматы небеснаго любомудрия позволительно. Но изменять, уродовать, искажать их непозволительно... Ибо если однажды дать волю нечестивой лжи изменять, уродовать, искажать их, то ужасаюсь сказать, какая большая последует опасность разрушения и уничтожения религий. Тогда, отвергши одну какую-нибудь часть кафолическаго учения, как бы по обычаю уже и с позволения, начнут постепенно отвергать одну за другой и прочие части его, а затем, когда отвергнуть части по одиночке, что иное последует на конец, если не совокупное отвержение целаго; С другой стороны, если начнут примешивать к древнему новое, к домашнему чужое и к освященному непотребное, то обычай сей необходимо распространится по всему, так что после ничего уже не останется у церкви ни целаго, ни неповрежденнго, ни неиспорченнаго, ни нерастленнаго, но где прежде было святилище чистой и нерастленной истины, там будет, наконец, непотребный дом нечестивых и гнусных заблуждений.

Св. Феодор Студит, ч. 2, стр. 120.

Эту правую веру будем содержать, братие, это благое исповедание будем исповедывать, не увлекаясь ничем. Мыслящие не так суть отступники от Христа.

Беседы Апостольския, послание к Галатам, гл. 1, зач. 199, стр. 1474, изд. 1872, русск. перев, т. 10, стр. 742, изд. 1904 г.

Якоже бо в царских цатах, иже мало от образа пресек, всю цату непотребну сдела; сице иже здравыя веры и малейшую часть превратит, все погубляет.

Кормчая, гл. 71, л. 641, изд. 7160 г.

Вся, яже через церковнаго предания и учительства и воображения святых, приснопамятных отец, ново сотворенная и соделанная, или по сем содеятися хотящая, анафема.

Вальсамон, на 3 правил. св. собора во храме Премудрости Божией стр. 886.

Кто сделался анафемою, отсекается и отвергается от собрания верных вознесенных и посвященных Богу, и от Самого Бога, и отдается в удел сатане.

Деяние седьмаго Вселенскаго собора, т. 7, стр. 301, казанск. изд. 1891 г.

Кто отвергает всякое писанное и неписанное предание церковное, тот да будет анафема.

Преп. Максим Грек, ч. 1, сл. 14, стр. 339, изд. 1862 г.

Кто убо когда осуждению проклятия не будет достоин, или отъемлет или прилагает вере; Ибо исполнь правые веры, яко преданная от святых апостол, ниже прилог приемлет. Но якоже писана обретаем во священных наших книгах, ниже приложити подобает, ниже отъяти: велия бо мука уготована есть и прилагающему и отъемлющему.

Соборник Большой, Многосложный Свиток, гл. 28, лист. 389, изд. 1897 г.

Проклят разоряяй уставы отеческия, и непременныя уставы церковныя, яже положиша отцы твои.


[1] Константинополь.

Оглавление

Глава 6
О признаках отступления от благочестия

Настанут соблазны. Лжеучители внесут ереси, изменят божественный закон, восстанут на церковный чин. Антихрист сядет на престоле церковном, возмутит народы, будет гнать верующих. Пророчественныя опасения 1666 года. Измена Никона православию.

Евангелие от Матфея, гл. 18, ст. 7-8, зач. 74.

Горе миру от соблазн. Нужда бо есть приити соблазном. Обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит. Аще ли же рука твоя или нога твоя соблажняет тя, отсецы ю и верзи от себя. Добрее ти есть внити в жизнь хрому, или без руки, нежели две руце, или две нозе имущу, ввержену быти во огонь кромешный и вечный. И аще око твое соблажняет тя, изми е, и верзи от себя. Добрее ты есть единозрачну внити в царство, нежели два ока имущу ввержену быти в геенну огненную (Толкование Феофилакта Болгарскаго). Отнуду же яве, яко аще нужда есть прийти соблазном, сиречь, повреждающим, аще убо и любими суть, не повредимся от них, аще хощем.

Евангелие от Луки, гл. 17, ст. 1 и 2, зач. 83.

Рече же ко учеником своим: невозможно есть не прийти соблазном. Горе егоже ради приходит. Уне ему было бы, аще бы камень жерновныи возложен на выю его, и ввержен в море, неже да соблазнит малых сих единаго.

2 Послание св. апостола Петра, гл. 2, зач. 66.

Быша же лживы пророцы в людех, якоже и в вас будут лживи учители, иже внесут ереси погибели. И искупльшаго их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель. И мнози последствуют их нечистотам, имиже путь истинныи похулится. И в преумножении льстивых словес вас уловят. Их же суд искони не коснит, и погибель их не воздремлет.

Пророк Иезекииль, гл. 7, ст. 26.

Горе на горе будет, и весть на весть будет, и не будет, видение от пророка, и закон погибнет от жерца.

Св. Григорий Богослов, слово защитительное по случаю бегства, стр. 66 и 67, изд. 1840 г.

Что изыде беззаконие из Вавилона от старцев судей, иже мняхуся управляти людей (Дан., гл. 13, ст. 5). Но как пройти нам Иезекииля сего зрителя, истолкователя великих тайн и видений;.. Как умолчать о той его укоризне, которою он преследует пастырей, то в сих словах: горе на горе будет, и весть на весть будет, и не будет видение от пророка, и закон погибнет от жерца, и совет от старец (Иезек., гл. 7, ст. 26);

Ириней Псковский, на прор. Даниила, гл. 7,ст. 25, л. 120, изд. 1806 г.

Что зверь оный испровержет все то, что прежде было установлено в церкви по приличию времен и обстоятельств. В том же смысле приемлем и слово закона, разумея во первых закон Божий или Евангелие, во вторых обыкновения, нравы, чин, уставы, и кратко рещи: все права, как  божеския, так и человеческия.

Блаж. Феодорит, на Даниила, гл. 12, ст. 11, ч. 4, стр. 239, изд. 1857 г.

Мерзостию же запустения называет самого антихриста, а пременением жертвы всегдашния чин церковнаго богослужения, безумием и неистовством антихриста изгоняемый и упраздняемый.

Блаж. Иероним, на Даниила, гл. 7, ст. 25, ч. 12, стр. 67, изд. 1897 г.

И против Вышняго *) будет говорить слова, как Бог... и будет угнетать святых Всевышняго и возмечтает изменить времена и законы. Толкование. Ибо антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить закон Божий и богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинять своей власти все, входящие в область религии.

Там же, стр. 119.

Будет (Антихрист) выдавать себя за вождя союза, то есть закона и завета Божия.

Беседы Апостольския, на 2 Посл. к Фессал., зач. 275, стр. 2342.

Егда бо приидет он (Антихрист) и ничто же повелевая здраво, но вся законопреступная...

Там же, стр. 2333.

Бесчисленная бо сделает и приуготовит иных, да делают лютая.

Св. Ипполит, папа Римский, сл. в мясопустную неделю. Соборник Большой, л. 131, изд. 1897.

Тожде повеления его скверныя на кийждо град послет и взаконения по всех странах, с бесы же и с чувственными человеки.

Там же, лист. 128, обор.

И якоже Христос апостолы избра, такоже и он (Антихрист) совершен собор ученик приимет, подобны тогова лукавства суща.

Блаж. Феодорит, на прор. Даниила, гл. 11, ст. 44, ч. 4, стр. 231.

И слышания и потщания возмутят его от восток и от севера, и приидет в ярости мнозе, еже проклясть и погубити многи. Толкование. Потом смущенный каким-то слухом, возвратится, и приидет в ярости мнозе, чтобы проклясть и погубить многих. А тем и другим речением выражается одно и тоже: ибо погубить значит лишить благочестия, а проклясть — провозгласить чуждым онаго.

Св. Петр Дамаскин. Историко-литературные исследования и материалы, т. 2, стр. 9. К.Н. Перец, изд. 1900 г., рукопись находится в церковно-археологическом музее Киевской академии, № 622, т. 344, л. 167.

Чернец некий имать от севера востати и возмутити в мире сущих и во благочестии, и взыдет на престол, дмением превысоко, в царственных же приискр и содружебен будет, и от тех покусится святая святых создати. Оттудуже в бесславие снидет. А по нем на престоле всекрайняго и смирения гордость преумножится, хулы на месте святем укореняема имать быти, мятежи, и страхования, и самогубительства различная помногу, ненависти, свары, междуусобия, купно и врагом нашествия, глад и мор умножится. Любительная же союзства вся от льсти заключена будут.

Св. прор. Даниил, гл. 11, ст. 31.

И мышцы и племена от него возстанут, и осквернят святыню могутства, и представят жертву всегдашнюю, и дадят мерзость запустения. И беззаконующии завет наведут с прелестию: людие же ведущие Бога своего премогут, и сотворят. И смысленнии людие уразумеют много и изнемогут в мечи, и в пламени, и в пленении, и в разграблении дней.

Блаж. Феодорит, на прор. Захарию, гл. 11, ч. 5, стр. 135 и 136, изд. 1857 г.

Меч на мышцу его и на око ему десное. Толкование. Повинующихся ему приведет он *) к вечной гибели, а прекословящих предаст на умерщвление. Так и антихрист повелит благочестивым отрекаться от Владыки Христа, а неповинующихся предаст всякаго рода казням.

Св. Ипполит, сл. о антихристе, Соборник Большой, л. 132 обор.

Такого нечто и при добру ненавистнице будет. Отрицаюся, глаголюще, печати Творца небу и земли, отрицаюся крещения, отрицаюся службы моея, и тебе **) прилагаюся и верую.

Захарий Копыстенский, Полинодия, т. 4, стр. 315 и 316, изд. 1878 г.

Не хай вас никто не заводит жадным способом (2 Фессал., гл. 2, ст. 3). Пришли, приходят и выполнятся, любомудрый читательнику, оные дни и лета, о которых Господь Бог наш Исус Христос оповидел мовячи: повстанут лжехристи и лжепророцы, не верти им, о том впрод рекл вам. (Матф., гл. 24, ст. 25). А святый Павел апостол тыми оповедает словы: дух теды явно мовит, иже в последныи часы отступят некоторые от веры, внемлюще духом лестным, сженны своим сумнением (1 Тимоф., гл. 4, ст. 1 и 2). Еще той же тое: теды ведый, в последние дни настанут часы лютыя, будут бо вем человекове самолюбцы, сребролюбцы, надуты, горды, блюзнерцы, и ниже имаючи образ благочестия, а силы его отметуючися, и тых отвертайся, и ниже и: за вше учаися и николи в разум правдивый прийти могучий (2 Тимоф., гл. 3, ст. 1, 2, 5 и 7). Апостол зась Петр оповедает тыми словы: были лживыи пророцы в людях, яко и в вас будут лживые учители, которыи внесут еритицства затрачена, ниже и многи поидут вслед их нечистот, чрез которых дорога истинная блюзнитися будет, и в преумноженю лестных слов вас уловят, которых суд спочатку не омешкивает, и затраченье их не дремлет (2 Петр., гл. 2, ст. 1 и 3). А Иоанн Богослов в Апокалипсисе написал: а гды скончится тысящу лет розвязаныи будет сатана от темницы своей, и выйдет прельстити народы будочих на четырех углах земли (Апокал., гл. 20, ст. 7). И так, по тысячном от рожества Исуса Христа веку, той неприятель многих прельстил и прельщает, и шкодливое разорвание учинил, и ныне от истинной православной веры отводити не устает (Арменоп. кн. 7, л. 45). А им далее, тым барзей, особливе коли, по тысячном руку, личва шестсотных лет докончевалася, а шестдесят и шестая до выполнения своего сближается, тогды явно ся стало и помножает отступление и прельщение. Если бо вем коли тысяща лет доходило и выполнилося, межи восходнею церковию и заходним костелом розерваняся стало... знат подобно горшей якоесь злое покажится, коли тысящу шесть сот и шестьдесят и шесть будет ся писати. Тая бо вем есть оного антихриста человека личба, которая, кто ведает если в тых то летех 1666, явнейших предотечев его или того самого не укажет.

Книга о Вере, гл. 30, л. 272 обор., изд. 1896 г.

Темже всегда в памяти своей нам всем православным подобает имети прежде бывшия вины, и сему внимати: яко по тысящи лет от воплощения Божия Слова, Рим отпаде со всеми западными странами от Восточныя Церкви. В пятьсотное же девятьдесятьпятое лето по тысящи, жителие в Малой Руссии к Римскому костелу приступили, и на всей воли Римскому папе заручную грамоту дали ему. Се второе оторвание христиан от Восточныя Церкви. Оберегая же сие пишет, егда исполнится 1666 лет да не ничтобы от прежде бывших вин зло некаково не пострадати и нам, но покаянием Бога умилостивити, и милость его нам к себе превлещи.

П. С. Смирнов, История русскаго раскола-старообрядчества, стр. 19, изд. 1895 г.

Вместе с тем очень рано среди русских получили обращение такия древне отеческаго происхождения творения, имеющия своим предметом изображение пришествия антихриста, в которых нарождение антихриста полагалось в Римской империи, в латинском мире. Таким образом, легко было придти к убеждению, что антихриста нужно ждать с запада, из веры латинской... Другой ревнитель православия Захарий Копыстенский, архимандрит киевопечерский, в своем сочинении Полинодия, гадательно указал самый год явления антихриста, именно 1666.

Виноград Российский, или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие, стр. 6, изд. 1906 г.

Егда же попущением Божиим всероссийскаго церковоправления корабль Никону вручися, на превысочайшем патриаршестем престоле, в лето 7160 недостойне на достойный оный седе, коея всемрачныя бури не возвея; коего многобурнаго треволнения на российское не впусти море; киих вихроколебательных трясений на всекрасный церковный не нанесе корабль; ветрила ли всеблагодатных духосошественных догматов обрете предерзостне сия раздра; ядрила ли всепредобрых церковных уставов не милостивне сломи; стены ли всекрепких божественных законов всеяростне разсече; весла ли отеческих всеблагодатных чиноположений всезлобне преломи; и вкратце рещи, всю ризу церковную пребезстудно растерза; Весь корабль церкве Российския всегневно сокруши, все пристанище церковное пребезумно смути, всю Россию мятежа, смущения, колебания и кровопролития многоплачевно наполни. Занеже древлецерковныя в России православная веления, и благочестивыя законы, яже Россию всеблагодатне украшаху от церкве непреподобне отверже. Вместо же сих иныя и новыя вседерзостне предаде.

1. Крестное знамение, еже в сложении перстов, еже вседоброе таинство православныя веры являет: треми персты великим и двема малыми Святыя Троицы триипостасное и единосущное всепредобре показует: двема же указательным и великосредним тайну воплощения, единаго от Троицы Христа Бога двоестественное и единоипостасное всекрасне показует... Сие Никон предерзостно отверже. Вместо же онаго православнаго сложения треми перстами знаменатися предаде, Троицы таинство сим образовати сказуя.

2. Благословение, еже архиереи и иереи тайно народы благословляху, яко и сами знаменовахуся, сие злодерзостно отверже. Вместо сего предаде пятию перстами не обычно благословляти.

3. Еже трисоставным крестом Христовым просфоры православно печатаху... Оное от церкве злодерзостно отверже. Вместо же сего двочастным крестом печатати просфоры повеле.

4. Святаго аллилуйя песнь, еже древле сугубо пояшеся, яко в грецех и сербех, и болгарех, тако и в российстей велицей церкви. Сие пресмелостно отложи. Вместо же онаго сопротивно древлеправославней церкви предаде три краты пети, четвертое же приглашати, слава тебе Боже.

5. Исусово имя, еже прежде с единою йотой славословяще, Исус. Сие ересию порече. Вместо же сего с йотою и итою писати и нарицати пресомнительно завеща.

6. Во святей литургии, еже прежде на седми профсорах служиша, отложи от них две просфоры, яже за царя и все воинство выимашеся, яже за патриарха и все священство. Сия отложив, и на пяти просфорах токмо литургию отправляти предаде.

7. Символ святыя веры приложеньми и отложеньми пред древним дерзостне премени.

8. Поклоны земныя во святую четыредесятницу и прочия посты законно и обычно творимыя отверже. Вместо же сих повеле поясныя и малыя токмо полагати.

9. На прежде священней литургии и в вечер Пятьдесятницы главы с коленами преклоняющым, сице на земли лежащим молитися, древлецерковное законоположение отверже. Вместо же сего на коленах стоящим срацынским обычаем молитися завеща.

10. В церковосвящении, крещении, и браковенчании окрест, еже по солнцу трижды обходити ко уставех и типикох древних обычно и законно указано. Сие безъочиво отложи. Вместо же сих единожды и противо солнцу обходити дерзостно приказа.

11. Молитву Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго, или помилуй нас, яже от древлекафолическия церкве и греческия, и российския, и соборне, и особне, всем христианом творити завещася, и дивными похвалами засвидетельствовася. Сию святую молитву от церкве и от всенароднаго собрания предерзостно отверже. Вместо же сея предаде глаголати Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

12. Книги святыя древлепечатныя, яже при благочестивых царех и пятих святейших патриарсех на Москве православно печаташася. Сия Никон неправыми, погрешительными, и ереси имущими нарек, от церкви отверже. Вместо же сих новопечатныя книги с приложеньми, и отложеньми и пременами в церковь внести повеле.

И прочая премногих нововнесений превосходящая число превышающая сочтение всяко... Сия прежестокий Никон патриарх горчайшия сады насадил. Таковые терновыя овощи возрасти, таковые прегоркия плоды отрыгну Ихже россияне вкусивше, душами своими поболевше, умроша.

Там же, стр. 9.

Никон патриарх с прочими произнесенных на среду догмат новшество крепко подверждаху, клятвами страшнами древлецерковное содержание крестнаго знамения, оле моих слез, облагаху. Архиереов же российских патриарх Никон овых страхом мучения, обвых прелестию лаская, иных иными лукавства обстояний, яко сетию паутинною вся объя.

Там же, стр. 12

Наконец, что дивно умышляет, что ужасно содевает; Посылает повсюду проповедники, кия; узы. Посылает благовестники, кия; Темницы. Учители; кия; биения, мучительства, томления нестерпимыя, мучения страшная, и ужасныя смерти, и неповестительная умертвия. Имиже вся страны Российския державы наполни. Имиже велие трясение всеужасный трус на Российскую землю преужасно восшуме.

Там же, стр. 13.

Но еже к никоновым новинам не пристаяху, сих ради многообразным мучениям, злодейственным казнем, смертем прежесточайшим немилостивно предаваеми, настоящаго живота злодейственно предобрии лишены быша. Обаче мужественною душею, великодушным сердцем, неужасным дерзновением, прелютая сия мучения, таковыя презельныя страсти, и самую нужную смерть всерадостно и благоревностно подъяша, за будущий пресладкий покой вечного блаженства, по гласу всецарствующаго пророка: проидохом сквозе огнь и воду, извел еси нас в покой.

Митрополит Макарий, История Русской Церкви, т. 12, ст. 739, изд. 1883 г.

Никон чинил градское наказание, кого бил кнутом, у кого ломал руки и ноги, кого пытал и казнил градскими казнями.

Оглавление

Глава 7
О никоновских справщиках

Арсений грек — иезуит и изменник православию. Митрополит Паисий Лигарид — извержен из сана и отлучен от церкви восточными патриархами.

С. Соловьев. История России, царствование Алексея Михайловича, т. 11, стр. 284, изд. 1861 г.

Никон убедился, что книги испорчены, но легко понять, как этим убеждением оскорбляется самолюбие исправителей, являвшихся теперь исказителями. Никон не обратил внимания на их оскорбленное самолюбие. Во дворце, в присутствии царя (в конце 1653 или в самом начале 1654 г.) патриарх держал собор, указал разности в печатных русских книгах с греческими и древними рукописями славянскими и предложил вопрос: следовать ли новым нашим печатным служебникам, или греческим и нашим старым; Большинство отвечало утвердительно на первую часть вопроса. Но прямо воспротивился этому решению коломенский епископ Павел и старые исправители с некоторыми другими духовными лицами. Вонифантьев, Неронов с товарищами и епископ Павел сильно упорствовали и были сосланы. Дело исправления было поручено Епифанию с товарищами и греческому монаху Арсению, вызванному Никоном из Соловок, куда он был сослан, как человек, получивший образование в латинских, западных училищах и принимавший временно латинство.

Свидетельства об Арсении греке.

Н. Каптерев. Характер отношений России к православному востоку, стр. 215, изд. 1885 г.

Арсений был человек нравственно совсем искалеченный данным ему иезуитским воспитанием, человек, которому ничего не стоило менять свои религиозныя убеждения, смотря по требованию обстоятельств; с латинами он был латинин, с мусульманами — мусульманин, с православными — православный, с соловецкими иноками — горячий поклонник русскаго благочестия и хулитель греческаго... Понятно, само собою, что Никон поступил крайне неосторожно, когда взял Арсения из Соловок с собою в Москву и поручил ему здесь исправлять русския церковнобогослужебныя книги, ведь сам иерусалимский патриарх признал Арсения еретиком, человеком крайне опасным для православия, и потому советовал его, как зловредный терн, немедленно удалить с православной руской нивы, чтобы не вышло от него какого-либо церковнаго разврата. Само русское правительство официально признало Арсения зловредным еретиком, который своим еретическим вымыслом хотел и в Московском государстве свое злое дьявольское учение ввесть и православным христианом во благочестивой вере еретические плевелы сеять.

Там же, стр. 487 и488.

Сам патриарх Паисий, выехав из Москвы, прислал туда из Киева на своего дидаскала донос, из котораго оказалось, что Арсений был воспитанник иезуитов, что он несколько раз менял свою веру и православным его назвать нельзя, а скорее еретиком.

А. Бороздин, Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русскаго общества в 17 веке, стр. 25. изд. 1900 г.

Будущий главный справщик при патриархе Никоне, старец Арсений грек... Мы знаем, что это был человек чрезвычайно подкладистых религиозных убеждений. Учась в Венеции в иезуитском коллегиуме, он был католиком.. принимал раз магометанство... в Польше был униатом...

Н. Знаменский, Руководство к Русской церковной истории, стр. 296, изд. 1870 г.

Паисий, уезжая из Москвы, оставил здесь Арсения, который мог быть выставлен живых образчиком еретичества греков, потому что, учась в Риме, отрекался от православия.

С. Белокуров, Проскинитарий Арсения Суханова, ч. 2, стр. 55, изд.. 1894 г.

Никон доверился Арсению греку, подобному себе волхву, еретику, звездочетцу, скверны и смрада исполненному, иезуитския ереси сущему, о котором писал патриарх Паисий и который был сослан в Соловки. И тамо мудрование его Соловецкия обители отцем известно и ведомо, по свидетельству отца его духовнаго. Сице бо суди, яко не близ церкви несть достоин прийти за скверну жития его, паче же за хулу на Бога.

Свидетельства о Паисие Лигариде.

Н. Знаменский, Руководство к Русской церковной истории, стр. 267, изд. 1870 г.

Приехал в Москву Паисий Лигарид, митрополит Газский, один из образованных греков своего времени, но хитрый интриган, жертвовавший для своих интересов и долгом и совестью. Лишенный кафедры за латинство, он скитался по Греции и Италии, потом 1657 году был приглашен в Москву самим Никоном, который очень нуждался в образованных людях. По приезде в Москву, был принят ласково, как знаток канонов.

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 196.

Паисий в действительности сильно подозревался в латинстве.  Латынником Паисия признал и его собственный Иерусалимский патриарх, а затем и патриарх Константинопольский.

Там же, стр. та же.

Даем подлинную ведомость, говорит (патриарх) Нектарий, что он (Лигарид) отнюдь не митрополит, не архиерей, не учитель, не владыка, не пастырь, потому что он столько лет отстал и по правилам святых отец есть он подлинно отставлен и всякаго архиерейскаго чину лишен, только именуется Паисий... Что Лигарид называется с православными православным, а латыни свидетельствуют и называют его своим, и папа Римский емлет от него на всякий год двести ефимков. Это говорит о Паисии уже не Никон, а сам Иерусалимский патриарх (Нектарий). Личность Паисия теперь стала ясна это был лишенный сана архиерей, авантюрист, который явился в Москву с подложными грамотами, и выдавая себя здесь за действительнаго Газскаго митрополита.

Макарий, История Русской Церкви, т. 12, стр. 526.

Паисий Лигарид лоза не Константинопольскаго престола, — говорит Никон, — я его православным не называю, ибо слышу от многих, что он папежник, лукавый человек.

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 194.

Сущность обвинений Никона против Паисия сводилась к тому, что Паисий, как воспитанник иезуитов и латинский ставленник, не может считаться православным, и его нельзя допускать, поэтому, к участию в делах православной церкви. Что Паисий не настоящий, а запрещенный архиерей, лишенный сана Иерусалимским патриархом.

Л. Быков, Патриарх Никон, стр. 93, изд. 1890 г.

Именующий себя Газским митрополитом (Паисий) верует по римски, принял рукоположение от папы, в Польше служил обедню по католическому обряду.

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 206.

Паисий выдавал себя в Москве за экзарха Константинопольскаго патриарха, уполномоченнаго для суда над Никоном и решения русских церковных дел, хотя в действительности как в Иерусалиме, так и в Константинополе его не считали даже православным, а причисляли к латынникам.

И. Виноградов, О Феодоритовом слове, стр. 193, изд. 1863 г.

Кто же представляет главную роль в суде над Никоном; это такой человек, который, Бог знает, как пришел в Россию, пробрался в Москву, свел дружбу с врагами Никона, заискал расположение царя, приобрел влияние на самих греческих патриархов, судивших Никона, это грек по природе, а по вере латинянин, это Паисий Лигарид.

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 195.

29 июля 1668 г. в Москве получена была грамота Иерусалимскаго патриарха Нектария, в которой он писал государю о Паисие, что тот был отлучен, проклят еще его предшественником патриархом Паисием, о чем была послана весть и Александрийскому патриарху Паисию.

Макарий, История Русской Церкви, т. 12, стр. 714.

Газский митрополит (Паисий) Иерусалимским патриархом отлучен и проклят.

Там же, стр. 415 и 423.

Кто дух лестчий; Газский митрополит и подобные ему... Вопреки божественным законам написал новые бесовские законы, как новый Лютер.

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 219.

Нужно сказать и о последующих греческих выходцах, об ученых: Паисие, Арсение, Дионисие. Их ученость, полученная в латинских школах, самое их православие, видимо пошатнувшееся под влиянием латинскаго воспитания... Эти пришельцы, ломая русскую церковную старину, решая у нас разные церковные вопросы, тем самым не исправляли будто бы затемнившееся православие Русской церкви, а только искажали его. Как русским было не признать глубокаго унижения своей церкви и всего русскаго в том обстоятельстве, что на святой Руси всеми церковными делами орудует и заправляет выходец из Турции, запрещенный архиерей, авантюрист, лишенный своим патриархом кафедры и сана и даже не признаваемый самими восточными патриархами за православнаго; Как русским было не заволноваться при виде того, что русския церковно-богослужебныя книги, будто бы не во всем строго православныя, вследствие допущенных в них искажений, исправляются человеком, который с детства был воспитанник и совращен в униатство иезуитами, а потом принимал мусульманство;

Апостол, послание к Титу, зач. 302, гл. 3, ст. 10 и 11.

Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся. Ведый яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден.

Оглавление

Глава 8
О книжной перемене Никона

Было совершено не исправление, а искажение. Новыя книги переводились с современных иезуитских изданий. Новопечатныя греческия книги содержали ереси, внесенныя католиками. Древлепечатныя славянския книги согласны с древлегреческими рукописными.

С. Князьков, Как начался раскол русской церкви, исторический очерк, стр. 51 и 56, изд. 1902 г.

Никон, став патриархом, вытребовал Арсения из Соловок, сделал его хранителем патриаршей библиотеки, а с 1654 года назначил главными справщиком и переводчиком книг...

Никон прямо говорил главному справщику Арсению греку: печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому.

В. Ключевский, Лекции, выпуск 2, стр. 66 и дал., изд. 1895 г.

Я хотя и русский, и сын русскаго, заявляет Никон на соборе 1656 г., но вера моя и убеждения греческия. С этой прямолинейностью и страстностью, естественно, что Никон не ограничился необходимым, и слишком перегнул дугу в другую сторону... В исправлениях подобнаго рода они (приверженцы старины) видели одну слепую ненависть к старому. Печатай, Арсений, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому.

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 346.

Никон, естественно, казался презрителем родной и святой старины отеческих заветов и преданий, опасным, зловредным нововводителем, ведущим к конечной и несомненной гибели и церковь, и государство.

С. Князьков, Как начался раскол, стр. 56.

Как четыре года тому назад духовный суд усумнился в православии Арсения грека, который теперь правил книги, узнали также, что при исправлении книг не всегда сличали их с древними греческими книгами, а правили и по новопечатным в Италии, в Венеции. Оказалось даже, что из всех 498 греческих книг и рукописей, привезенных с востока Арсением Сухановым, годились для исправления по ним книг всего только семь-восемь рукописей, а остальныя и сами были не то что не без греха, а при строгом разборе не всегда могли служить подлинниками при исправлении.

С. Белокуров, Сильвестр Медеведев, Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем, стр. 12, изд. 1886 г.

После того собора все книги древния славянския и греческия оставивше, правили с новопечатных греческих у немцев, а те книги с древними греческими и славянскими не согласны и тем в мире великий соблазн введоша.

Н. Каптерев, Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов, выпуск первый, стр. 78, изд. 1887 г.

В этом отношении особенно важно заявление Палеопатраскаго митрополита Феофана, который, будучи в 1645 году в Москве, писал в челобитной государю: буди ведомо, православный царю, что велие есть ныне безсилие во всем роде православных христиан и борения от еретиков, потому что имеют папежи и люторы греческую печать печатают повседневно богословския книги святых отец, и в тех книгах вмещают лютое зелие, поганую свою ересь.

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 301 и 302, изд. 1885 г.

В 1700 году, наши послы в Константинополе, Украйнцев и Чередеев, были у Иерусалискаго патриарха Досифея, который им показывал разныя купленныя им греческия хроники, напечатанныя во Франции по-гречески и по-латыни. Послы полюбопытствовали спросить Досифея: как они, французы, те книги печатают, понеже в вере и в иных церковных догматех имеют великое разнствие и совершенно ли знают греческий язык; Патриарх отвечал: печатают всю старину правдою, разве малое что не печатают, которое им что к поношению и укоризне належит.

Н. Розанов. Очерки истории восточной церкви, стр. 73, изд. 1886 г.

Иезуиты списавали православныя книги и при этом частию вносили в них свое учение, частию выпускали целыя места, направленныя прямо против латинскаго учения, а иногда извращали целыя места, особенно сильныя православным учением. Испорченныя таким образом книги перепечатывались в Риме и оттуда снова рассылались по востоку (т.е. по Греции).

Н. Каптерев, Характер отношений, стр. 297 и 298, особый счет, изд. 1896 г.

Поэтому все греки, желавшие получить высшее научное образование, по необходимости должны были учиться в иноверных западных школах или протестантских или, в большинстве случаев, в латинских. В Риме в конце 16 века папою Григорием XIII была уже основана специальная греческая коллегия, где в духе латинства, под руководством отцев иезуитов, воспитывались молодые греки, которые потом должны были сделаться поборниками и проводниками латинства среди православных. Из этой римской греческой коллегии вышли, между прочим, и известные нам деятели Арсений грек и Паисий Лигарид... При упомянутой выше коллегии в Риме печатались и греческия книги, прошедши предварительно через руки и цензуру отцев иезуитов. Сами венецианские греки не прочь были в печатаемыя ими греческия книги вносить некоторыя латинския нововведения.

Там же, стр. 300 и 301.

Оно вполне подтверждало уже давно сложившееся у русских убеждение, что греческия книги, печатаемыя в иноверных землях, намеренно искажаются там еретиками, которые вносят в них свои ереси... Во время прения с греками о вере, Суханов укорял их, зачем они сожгли на Афоне русския богослужебныя книги, им бы следовало лучше жечь свои греческия книги, которыя печатаются у латин, так как в этих книгах действительно находятся латинския ереси. Для доказательства Суханов принес и показал патриарху Паисию одну греческую книгу, взятую им у греческаго учителя, в которой Символ веры действительно был напечатан с прибавлением и от  Сына.

П. Бороздин, Протопоп Аввакум, стр. 28 и 29.

Латины и люторы, пользуясь тем, что у греков нет своих типографий, печатают их богослужебныя книги, творения святых отцев, и наполняют их разными своими искажениями, вмещают лютое зелье, поганую свою ересь.

С. Белокуров, Проскинитарий Арсения Суханова, ч. 2, стр. 191.

По взятии бо Царя града от турок, латинницы книги греческия православныя все выкупили. И у себя переправя, печатали по-гречески со своими ересьми и греком раздавали.

Н. Каптерев, Патриарх Никон, стр. 149 и 150, изд. 1887 г.

Если ревнители и признавали греческия книги, то только древния рукописныя, а не новыя печатныя, которыя печатались в иноверных землях и в которыя, как это признавали и сами греки, латиняне и лютеране вносили свои ереси... Греческия книги потому именно и порознились с русскими, что оне подверглись у греков искажениям со стороны еретиков, вследствие чего исправлять русския книги по греческим в тех случаях, где оне с ними не сходятся, значило, очевидно, только портить русския книги, вносить в них те ереси, которыя уже успели внести еретики в книги греческия... Поэтому вносить в русскую церковную жизнь что-либо греческое, несогласное с русским, исправлять русские церковные чины и обряды по образцу современных греческих, значило, по мнению ревнителей, заведомо развращать чистое, ничем и никогда не оскверненное русское православие, значило вносить в него латинские ереси.

С. Белокуров, Сильвестр Медведев, стр. 30.

Что ныне творится, и откуда началось в России таковое в вере развращение; Все это случилось у нас не от чего иного, как от новых греческих печатных книг, которыя печатались в городах латинской веры и люторской и кальвинской ереси и которыя не согласны с древними греческими рукописными книгами.

Там же, стр. 7, втор. счета.

Оставяше оныя правыя харатейныя древния книги, которыя с древними харатейными греческими книгами сходны, по них же вси святии российстии Богу угодиша и благодать Его Божественную себе чудовторения прияша, оставивше, возлюбили новыя греческия у немец печатныя книги и с тех, вновь приводяще и то неискусными переводчики, начаша, не справя и подлинно не осмотряся, печатати, и того ради едва не вседневною в книгах переменностию православный народ смущати, от их же таковаго смущения, Бог весть, колико тем сот душ православных погибе.

Там же, предисловие, стр. 40.

Наш служебник 1655 года был переведен с печатной у немец греческой книги.

Там же, стр. 31.

В заручном соборном Служебнике. Иное в этом новоисправленном уставе откинуто, иное прибавлено, иное изменено. Если бы кто-либо прочел хотя бы одни служебники, от начала правления всех выходов, то обрел бы в них многая изменения, прибавления, уятие.

Там же, стр. 13.

И егда оных человек, та хитрость их не познася, оставивше они греческия и славянския древния самыя книги, начаша правити с новопечатных у немец греческих книг (1-ю книгу Служебник). А та книга Служебник правлена не с древних греческих рукописных и славенских, но снова у немец печатной греческой безсвидетельствованной книги, у нея же и начала несть и где печатася неведомо.

Н. Каптерев, Патриарх Никон и царь Алексий Михайлович, т. 1, стр. 236, изд. 1889 г.

Вятский епископ Александр, в вопросах, предложенным им собору 1666 года говорит: новый требник не с киевским, не с прежними нашими московскими согласия не имать. Откуда убо явится истинна, зане мы в Венеции печатных книг греческих огребатися должны;.. Более держаться своих старых славянских книг, и тем святым книгам последовати, а не в Венеции печатным от еретик.

Е. Голубинский, К вопросу о причинах разделения Русской Церкви, стр. 29 и 30, Богословский Вестник 1892 г., февраль, стр. 305, 307 и 310.

Большею частию дело понимается так, будто бы Никоново исправление богослужебных книг состояло в точном и настоящем воспроизведении древних греческих и славянских рукописей или было ничем иным, как этим точным воспроизведением. Такое понимание дела, основанное на ошибочном толковании недостаточно определенных слов предисловия к Служебнику, есть понимание совершенно неправильное, ибо представляемое в подобном виде исправление богослужебных книг было делом вовсе невозможным и было бы со стороны Никона делом, лишенным смысла... Первоисправленный Никоном Служебник и все последующие новые служебники вплоть до настоящаго не составляют каких-нибудь книг секретных, относительно которых была бы невозможна поверка. Эта поверка документальных образом и доказывает, что Никон исправил Служебник не по древним рукописям греческим и славянским, а по современному себе печатному греческому Евхологию и по современному живому чину греческому.

В. Сенатов, Философия истории старообрядчества, изд. 1908 г.

Этот новый служебник по самому существу есть ничто иное, как поспешно сделанное искажение прежняго, с новым писанием некоторых имен, с новыми часто необдуманными выражениями вместо прежних установившихся, с массою новых обрядов и мелочей.

С. Соловьев. История России, т. 11, стр. 327, изд. 1861 г.

В другой раз пришли к нему (т.е. Никону) Паисий с Одоевским и говорили ему, для чего ты ввел в мир великий соблазн; выдал три служебника и во всех рознь, и в церквах оттого несогласие большое.

История царствования царя Алексия Михайловича, ч. 2, стр. 59 и 60, изд. 1831 г.

Тиснение Кормчей книги или Номоканона начато 5 ноября 1649 г., а кончено в начале 1652 г. Иосиф скончался 15 апреля 1652 г., прежде нежели сие издание разослано было по епархиям. Преемник его Никон, уничтожив помянутое предисловие, включил вместо онаго свое пространнейшее изложение.

Митрополит Макарий, История Русской Церкви, т. 12, стр. 734 и 735.

Никон: А греческие правила не прямыя... Печатали те правилы еретики.

И. Лукьянов, Путешествие в Святую Землю, 1710 г., стр. 43, изд. 1862 г.

Грекам книги печатают в Венеции, так они по ним и поют. А Венеция папежная, а папа главный враг христианской вере. Как у них быть благочестию; и откуда взять; каковы им не пришлют книги из Венеции, так они по ним и поют. Итак малым чем рознились с папежницы, а что пьют, едят, то все с ними вместе.

Н. Знаменский, Руководство к Русской церковной истории, стр. 296, изд. 1870 г.

Сам Никон говаривал своим знакомцам, московским протопопам, что греки потеряли веру. Паисий, уезжая из Москвы, оставил здесь Арсения, который мог быть выставлен живым образчиком еретичества греков.

А. Быков, Жизнь замечательных людей, Патриарх Никон, стр. 36, изд. 1891 г.

Сам Никон, в первые годы своего архимандритства, разделял этот взгляд и говорил, что как малороссияне, так и греки потеряли веру и крепость добрых нравов. Покой и честь их прельстили. Они своему чреву работают и нет у них постоянства.

Деяние святаго седьмаго собора, т. 7, стр. 199, изд. 1891 г.

Михаил, блаженнейший епископ, Синадский, сказал: «Пастилларий говорил, всесвятый владыка, что искажателям и лежтолкователям божественнаго Писания анафема».

Матфей Властарь, ст. 30, гл. 7, стр. 30.

Кто сделался анафемою, становится чужд Христу и собранию верных и отдается в удел сатане.

Книга Кириллова, л. 21, обор., изд. 1876 г.

А отлученных и проклятых книг всех бежати, аки Лот от содомлян, и отнюдь не приницати в них, да не будете, аки жена Лотова преступив заповедь Божию, обратився видети бывшаго в Содоме, и бысть столп слан, и до днесь каменна. Такоже и ныне кто заповедь Божию преступит, а имет у себе держати еретическая списания и в них веровати, то есть враг Божий.

Кормчая, с тремя толкованиями, прав. свв. апостол. 60.

Аще кто подложные книги нечестивых, аки святыя, в церкви оглашает, ко вреду народа и клира: да будет извержен.

В. Сенатов, Философия истории старообрядчества, вып. 2, стр. 58, изд. 1908 г.

В шестидесятых годах прошлаго столетия синодом была учреждена особая секретная комиссия из ученых богословов для пересмотра книжных изменений патриарха Никона и для сличения старопечатнаго и новопечатнаго текстов с несомненным древнегреческим текстом. После долголетней и кропотливой работы, комиссия эта доказала, что церковныя книги, изданныя при патриархе Иосифе, яснее и правильнее передают древнегреческий текст, чем книги, изданныя при Никоне, что последния проредактированы поспешно и неумело, что многия так называемыя исправления имеют признаки ясной, сознательной как будто бы даже преднамеренной порчи... Глубоко интересныя работы комиссии не были обнародованы, и сама она была закрыта с гневом со стороны синода.

Там же, стр. 62.

Смело берите эти старыя «отвергнутыя» Никоном книги, изучайте только по ним христианския понятия о вере и благочестии, церковныя догматическия определения, каноническия правила и предания, пред вами раскроется вся полнота учения и жизни Восточной вселенской церкви, без всякой примеси каких-либо искажений, сознательной или несознательной лжи.

Оглавление

Глава 9
О земных поклонах

Никон отменил земные поклоны и ввел стояние на коленах. Необходимость земных поклонов. Господь Исус Христос молился, творя земные поклоны и возлежа на земле.

Новое учение.

Митрополит Макарий, История Русской Церкви, т. 12, стр. 118.

Первая попытка в этом роде сделана была Никоном, спустя около семи месяцев после вступления его на патриаршую кафедру, и касалась только двух новшеств. Но при первой же этой попытке обнаружились и ярые противники Никона и начатаго им дела. Пред наступлением великаго поста в 1653 году Никон разослал по всем церквам московским следующую память: по преданию святых апостол и святых отец не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны. Еще и тремя персты бы есте крестились.

Л. Бороздин, Протопоп Аввакум, стр. 51.

В октябре того же года приказано было приступить к изданию Следованной Псалтыри, и в этом издании решено выпустить внесенную в Псалтырь статью о 12 земных поклонах при чтении великопостной молитвы Святаго Ефрема Сирина и статью о двуперстном крестном знамении.

С. Князьков, Как начался раскол Русской Церкви.

В год избрания своего он (т.е. Никон) отстранил от должности справщиков при печатном дворе, своих прежних друзей и их ставленников, и назначил на их место новых. Под их руководством печатание книг стало производиться в новом духе. 11-го февраля 1656 года вышла из печати новая исправленная Псалтырь, в ней была опущена статья о двуперстном крестном знамении и еще некоторыя.

Д. Скворцов, 1-й год русскаго старообрядческаго раскола, стр. 2, изд. 1904 г.

В Псалтыри, вышедшей из печати 11-го февраля 1653 года статьи о поклонах и двуперстии были опущены.

Питирим, Епископ Нижегородский, Пращица, Ответ 147, л. 238 обор., изд. 1752 г.

Во Уставе Иоасафовском и во Псалтыри учебной Иосифовской, во святый великий пост, в церковном последовании на Трисвятом, на Приидите поклонимся, и на Кафисмах, на славах, во аллилуиа, повелено творити по три поклоны земныя: а того не определено, яко главою земли касатися, или точию коленми и руками, но просто до земли. И таковое повеление есть не древне, но новое: и не в Восточной церкви соделанное предание, но зде к России некакое своемненное умышление соделано.

Там же, ответ 152, л. 247.

Нам же преклоншым колена на землю и непокровенным сущим главам, руце же к персем пригнувшим крестообразно, и главы мало имеем наклонены, тако на колену стояще молимся.

Патриарх Иоаким, Увет, гл. 15, л. 180 обор.

Ведати подобает, яко прияхом, еже на коленах молитися непокровенными главами, от самого Господа нашего Иисуса Христа, якоже являет евангелист Лука: бысть же на месте, рече им: молитеся, да не внидете в напасть. И сам отступи от них, яко вержением камени и поклонь колена молящеся, глаголя: Отче, аще волиши мимо нести чашу сию от мене, и прочее. Убо Господь даде нам образ и написание собою, како молитися, в прошении прилежнаго моления.

Древлеотеческое предание

Учебная Псалтырь, издания Святейшаго патриарха Иосифа, в четвертое  лето , 7154 г., Предисловие л. 31–34.

Понеже убо по ненависти древняго нашего врага и ратника диавола к роду человеческому, сии земнии поклоны, в нынешнее настоящее время от неких иереев, иже страха Божия к себе не имут, презираеми бяху и мнози поклонов не творят в церкви во святой великий пост, яко же устав повелевает. Ово убо лености ради и небрежения, обо же безстрашия ради и нечаяния будущаго страшнаго суда и вечных мук. И не хотяше разумети, яко сии земнии поклоны повсюду, вообще всем православным, иноком и мирским, преданы от святых апостол, и святых отец. Яко да никако же сии презираеми бывают во святый сий великий пост, но да и паче подвигнемся, еже исправити сие святых отец предание, сиречь коленное преклонение, яко же устав повелевает, а не разрушати и вместо света тьму возлюбити. Проклято бы есть сие, и с еретики отвержено таковое злочестие, еже не творити поклонов до земли в молитвах наших к Богу, в церкви во уреченные дни, якоже глаголет Дамаскин во изложении своем... Такоже о сем и не указахом от устава святых отец, зане во мнозех вкоренися таковое нечестие и ересь, еже коленное непреклоняние во святый великий пост. И не может убо слышати всяк благочестив, иже соборныя церкве апостольския сын, таковаго нечестия и ереси. Ниже буди в нас таковое зло в православных, якоже глаголют святые отцы.

Во вся недели великаго поста, на вечерне поклоны земнии, от Сподоби Господи в вечер сей. Егда убо речет псаломщик, Сподоби Господи в вечер, ту 3 поклона земных. По Ныне отпущаеши на Трисвятом 3 поклона земных. На тропарех Богородице Дево радуйся 3 поклона до земли. В неделях же на павечерницах великаго поста, на Слава в вышних 3 поклона земных... На Достойне поклон великий. На Святый Боже 3 поклона земныя. По Честнейшую херувим 17 поклонов, пять в них великих, а 12 метаний. На Трисвятом 3 поклона земных... На полунощнице: По Царю небесный, на Трисвятом 3 поклона. На Приидите поклонимся 3 поклона. На кафисме, Блаженни непорочнии, на двух славах, 6 поклонов. На первом Трисвятом 3 поклона. По Честнейшую 17 поклонов. На Приидите поклонимся 3 поклона. На последнем Трисвятом 3 поклона, все земные.

Ересь 91-я,  непоклонницы, л. 41 обор.

Сии на всяко время молитв своих колен не хотят преклонити, но стояще присно молитвы своя творят. И сия убо ересь зде предлежит к нашему утвержению. Егда не произволяюще, или инако некако от десных украдаемся, и не хощем преклоняти колена, рекше кланятися в молитвах во установленных днех, ибо всяко уклонение от православных велений отпадение есть от соборныя апостольския церкве, якоже божественнии отцы глаголют. Паче же и в сицевых. Ибо управленнии пости и повеленная коленопоклонения во управленных днех образи нецыи суть православныя веры и непорочныя. И якоже во управленных постех несть надесно или налево уклонятися, яко же прежде речено бысть, тако и в коленопреклонениях, сиречь, в земных поклонех сих, убо неизменно и неотложно полагати во святый великий пост, яко же устав святых отец повеливает.

Никон Черныя Горы, кн. 1, сл. 57, лист. 481, изд. 1795 г.

О коленопоклонениих же в предних паки предлагая главизнах. Обаче в первых речем о отпадших от церковнаго предания, таковых коленопоклонений, и со еретики отверженных, во изложении Дамаскинове, еже о ересех начинается. Ересь сия неколенопреклонная.

Господь молился, падая на лице.

Евангелие от Луки, зач. 109, гл. 22, ст. 39-42.

И изшед, иде по обычаю в гору Елеонскую: по нем же идоша ученицы его. Быв же на месте, рече им: молитеся, да не внидете в напасть. И сам отступи от них, яко вержением камене, и поклонь колена, моляшеся, глаголя: Отче, аще волиши мимо нести чашу сию от мене, обаче не моя воля, но твоя да будет.

Евангелие от Марка, зач. 64, гл. 14, ст. 32-36.

И приидоша в весь, ей же имя Гефсимания, и глагола учеником своим: седите зде, дондеже шед помолюся. И поят Петра и Иакова и Иоанна с собою и начат ужасатися и тужити. И глагола им: прискорбна есть душа моя до смерти, будите зде и бдите. И прешед мало, паде на земли, и моляшеся, да, аще возможно есть, да мимо идет от него час. И глаголаше: Авва Отче, вся возможна тебе, мимо неси от мене чашу сию.

Евангелие от Матфея, зач. 108, гл. 26, ст. 36-39.

Тогда прииде с ними Исус в весь, нарицаемую Гефсимания, и глагола учеником: седите ту, дондеже шед помолюся тамо. Поем Петра и оба сына Зеведеова, начат скорбети и тужити. Тогда глагола им Исус: прискорбна есть душа моя до смерти. Пождите зде и бдите со мной. И прешед мало, паде на лице своем, моляся и глаголя: Отце мой, аще возможно есть, да мимоидет от меня чаша сия, обаче не якоже аз хощу, но якоже ты.

Падение на лице — церковное предание.

Зиновий мних, ученик Максима Грека, гл. 48, стр 936, изд. 1860 г.

Видим бо в божественном Евангелии самого Спасителя нашего и Господа, иже весь образ благоугождения Божия собою нам вообрази: внегда убо нашего ради спасения уготовляшеся на вольную страсть, тогда на гору шед, пад на лице своем и моляшеся к своему Его родителю... И мы убо правовернии, повинующеся самаго Господа нашего и Бога Исуса Христа уставу, иже бысть нам от Бога святьба, правда же и избавление, поклоняемся Богу Отцу в единороднем его Сыне Святым Духом, падающе на лице своем, якоже и вообрази нам Христос собой и его апостолы повелеша нам. Чужаго же учения не послушаем, яко Исусовы овца, и глас его познаваем и по нем ходим: по чужем же не идем, но бежим, яко не знаем чужаго гласа.

Канонник, изданный при патриархе Иосифе (7154 г.), житие христианское.

И егда восхоте предатися убийцам (Исус), тогда отшед от ученик своих, преклонь колени, пад на лице своем Владыка наш Господь, моляшеся Отцу своему, глаголя: Отче, аще есть воля твоя, да мимо от мене идет чаша сия: и убо от труда частых поклонений его бысть, рече, пот его, яко капля крови каплющи на землю.

Захарий Копыстенский Полинодия, Послание старца Артемия, стр. 1311, изд. 1879 г.

Четвертая ересь.

В них ересь глаголемых непоклонителей, котории не поклоняхуся по преданию церковному, якоже Господь наш в время прилежныя молитвы показал своим учеником, поклоняя колене и падая на лици, и в толице подвизе бе, яко видетися поту его, подобно крове, каплющей на землю. Сии же, покрывающе свою леность, ругаются тако поклоняющимся... Варварским обычаям, постоят мало на коленех, яко и татарове, и тако восклицают, яко готови.

Четь-Минея Макария митрополита, августа 31 дня, Послание старца Филофея. Поморские Ответы, ответ 50, ст. 16.

Гордостию буйства своего еретическим учением последоваша, богоубийственней чете жидом, якоже и при распятии Господни обещницы быша с ними, о них же и евангелист глаголет: воини же игемоновы ругающеся ему, пригибаше колени свои... Тако и ныне в своем молении не преклоняют свою голову, но токмо колени мало подгибают латины.

Тоже и в ответах диакона Феодора, стр. 62, изд. 1906 г.

Не должно отступать от церковных преданий.

Преп. Иосиф Волоколамский, сл. 7, стр. 267, изд. 1896 г.

Ты же не суди судиям, осужден сый, и не паси пастыря, овча сый, ниже глаголи, яко той достойнейши, сей же не таково имать достоинство. Но да будет ти всяк достоин, точию да не будет кто еретическое имея учительство. Аще ли же имать, таковаго блюдемся не приимати учения, ниже причащения, и не токмо не приобещна имети, но и осуждати и всею силою обличати, яко да не гибели его причастницы будем.

Св. Игнатий Богоносец, посл. 5 к Ирону диакону, стр. 57.

Всяк глаголай, кроме повеленных, аще и достоверен будет, аще и постит, аще и девствует, аще и знамения творит, аще и пророчествует, волк тебе да мнится во овчей кожи, овцам пагубу содевающ.

Св. Киприан, час. 1, пис. 56, стр. 316, изд. 1891.

Итак народ, повинующийся божественным заповедям и боящийся Бога, должен отделиться от грешника предстоятеля и не участвовать в жертвоприношении святотатственнаго священника. (выше) Угрозою, возвещенною чрез пророка Осию: требы их, яко хлеб жалости им, вси ядущии тыя осквернятся (Осия, гл. 9, ст. 4).

Глава 10 >>>

Оглавление