В первую неделю поста, называемую Феодорову, постимся два дня, в понедельник и во вторник ни есть ни хлеба, ни пить воды, но подвизаться молитвами и поклонами. В среду после вечерни, в девятом часу дня, разрешено на сухоядение, и так поститься до пятницы (Устав Большой. Глава 32, Лист 74)
Если кто слаб или не может поститься два дня, то во вторник можно есть хлеб с водой, так же и в четверг.
Если кто стар или от недуга изнемог или молод, то такой в понедельник, во вторник, в среду, в четверг и в пятницу есть хлеб с водой.
О прочих днях Великого Поста
В субботу и воскресенье можно есть вареную пищу с маслом. В прочие дни Святого Поста, в понедельник, в среду, и в пятницу вареную пищу не есть. Во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла. На Праздники Благовещения и Вход Господень в Иерусалим, можно есть рыбу дважды в день.
Триодь постная Лист 140
По Уставу Святой Горы (Афон), в первый день не подобает ничего есть. Во вторник и среду, в четверг подобает есть хлеб с солью и воду.
О Страстной Седмице
В Страстную Седьмицу от понедельника до вечера субботы разрешается есть только хлеб с водой и другую не вареную пищу. В Святую Великую Пятницу ничего не едят. В Великую Субботу разрешено поститься до третьего часа нощи, и после можно вкусить немного хлеба с водой.
Молитва св. Ефрема Сирина
Во время Святого и Великого Поста на каждой службе читается молитва св. Ефрема Сирина. Совершается она следующим образом. Перед отпустом читается молитва «Честнейшую Херувим», после чего совершается земной великий поклон. И далее с благоговением:
Господи и Владыко животу моему, дух уныния, нэбрежения, срэбролюбия и празднословия отжэни от мэнэ.
(Земной великий поклон).
Дух же целомудрия, смирэния, тэрпения и любвэ даруй ми, рабу Твоему.
(Земной великий поклон.)
Ей, Господи Царю, даждь ми зрети мои согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословэн еси во веки, аминь.
(Земной великий поклон).
1-2. Господи Исусэ Христэ, Сынэ Божии, помилуи мя грешнаго (дважды с земными поклонами).
3. Боже милостив буди мне грешному. (Земной поклон).
4. Боже, очисти грехи моя и помилуи мя. (Земной поклон).
5. Создавый мя, Господи, и помилуи мя. (Земной поклон).
6. Бэз числа согреших, Господи, прости мя.(Земной поклон.)
Некоторые молятся 12 поклонов только с молитвой Исусовой
Молитвы с первой по шестую следует повторить с земными поклонами. После необходимо прочитать всю молитву св. Ефрема Сирина с одним земным великим поклоном.
Всего должно быть 17 земных поклонов с «Честнейшей»
О келейной великопостной молитве, отправляемой Псалтырию, молитвами и поклонами
Аще кто отправляет по Псалтыри, то две кафизмы с поклонами земными, и по каждой кафизме по 17 поклонов земных с молитвой Исусовой и потом «Честнейшую» и 17 поклонов с молитвой Ефремовой. Некоторые полагают по 17 поясных поклонов за упокой, Богородице и всем святым. По немощи читают одну кафизму, по первой и второй Славе, по 17 поклонов земных с молитвой Исусовой, по последней Славе, честнейшую и 17 поклонов с молитвой Ефремовой. Если молитвами то 600 или 300 молитв Исусовых, земные поклоны как на кафизмах. Если же поклонами захочет исправлять то за Полунощницу три лестовки, по первых двух по 17 поклонов земных с молитвой Исусовй, а по последней «Честнейшую» и 17 поклонов с молитвой Ефремовой.
Полунощница в Великий Пост
От обычая московского
Вначале все как на обычной Полунощнице, «За молитв святых отец наших и прочая. Аминь». После «Символа Веры» и «Приидите поклонимся», некоторые для краткости полагают 100 поклонов земных, а иные 50 поклонов земных и 50 поклонов поясных и 17 поклонов с молитвой Ефремовой. Также и 17 поклонов за упокой – «Поко0и Гд8и дш8а оУсо0пшихы ра0бы свои0хы», затем Богородице - «Прест8а0я Гп8оже2 Бц8е спаси2 на0сы»и всем святым – «Ст81и вси26 молит0е Бг8а Э на0сы», потом Слава и ныне, Господи помилуй дважды, Господи благослови без поклонов и отпуст малый как на Павечерни и поклонись с Крестным Знамением до земли и не вставая говори молитву: «Остави, ослаби…». Потом, встав на молитву, чти: «Ненавидящих и обидящих…», по ней же полагается 7 поклонов поясных, а в Праздник 6, потому что заупокойный стих оставляется.
О небрегущих земных поклонов запрещения и клятвы от святых отцов лежат.
Об Утрени
К Утрени обычное начало: «За молитв святых отец наших и прочая Аминь». «Трисвятое с поклонами поясными» и прочее начало. «Придите, поклонимся» с тремя поясными поклонами. Потом некоторые чтут псалмы 19 и 20, «Трисвятое» и тропари и екса псалмы. Если кто молится Псалтырию то 5 кафизм если же кто невозможет то 3 кафизмы на Славах, Аллилуия с поклоны земными и по каждой кафизме 17 поклонов земных.
Если же молитвами, полторы тысящи, а по второму указанию 900 сот тоже на Славах, Аллилуия с поклоны земными. Если кто захочет поклонами исправлять, то 700 сот поклонов. Аще кто невозможет то 400 или 300 поклонов да творит, и по каждой лестовки и по Аллилуия 17 поклонов земных. Потом произволишь молиться Богородице, дню и святому яже в числе. Потом Честнейшую и 17 поклонов с молитвой Ефремовой. Также «Приидите поклонимся» и Час первый.
Некоторые по окончании молитвы святому числовому молятся всем святым. «Достойно есть». Потом: «Благо есть…» 2-жды, «Трисвятое» и по «Отче наш». Тропарь «В церкви стояще». Господи помилуй 40 и молитву «Небесныи Царю», потом «Честнейшую» и 17 поклонов. Также «Приидите поклонимся» и Час первый. Если Псалтырию то 1 кафизма, а молитвами 300 на каждой Славе по 17 поклонов земных. Если же молишься поклонами, то сто поясных и 50 земных.
Некоторые полагают только 50 поклонов в землю и 50 в пояс и по Аллилуии Честнейшую и 17 поклонов земных с молитвою Ефремовой. Если кто может честь молитву «Христе Свете», а кто не может Слава и ныне, Господи помилуй 2-жды Господи благослови с поклонами земными и отпуст обычный дню и святому числовому. После отпуста Аминь, Господи помилуй 3-жды. Потом 50 или 17 поклонов полагают заупокой вместо литии. Также отходный начал и другий начал на дневныя труды и занятия. Находящиеся при каких либо занятиях не откладывают данных молитв, но молятся Часы и Вечерню. Потому что в постные дни устав велит прежде вечерни не обедать.
О Часах
По замоливствовании, «Царю Небесныи», «Трисвятое» и по «Отче наш», «Приидите поклонимся» 3-жды с поклоны земными. Аще Псалтырию 5 или 3 кафизмы, а молитвами полторы тысящи или 900 . По каждой Славе и Аллилуии 17 поклонов земных. Поклонами же 700 по каждой вервице 17 поклонов земных. По немощи же 500 поклонов. На первой вервице 50 земных и по окончании ея 17 поклонов земных. К прочим четырем только по 17 земных поклонов. Также Богородице, дню, и святому числовому, сколько восхощешь или хотя по 17 поклонов поясных. Посем, Честнейшую и 17 поклонов земных с молитвой Ефремовой.
По обычаю московскому.
По обычному первобытных отцов уставу, для краткости времени молятся за часы 200 поклонов земных. Для облегчения некоторые молятся три вервицы по 50 поклонов земных и по 50 поклонов поясных. Также по 17 поклонов Богородице, дню, святому числовому. Потом «Честнейшую» и 17 поклонов с молитвою Ефремовой. и по последних поклонех «Приидите поклонимся» с поклонами земными.
И за Вечерню.
Псалтырию 2 кафизмы и по каждой кафизме по 17 поклонов земных. Если единую кафизму то по каждой Славе 17 поклонов земных. Поклонами то 3 или 2 вервицы и по каждой 17 поклонов земных. Посем Богородице, дню и святому числовому, хотя по 17 поклонов. Кончается же вечерня постная часами, то есть «Достойно есть», «Слава и ныне», «Господи помилуй» 2-жды. «Господи благослови» и отпуст дневный и поминают святаго числоваго по отпусте Аминь, Господи помилуй трижды.
Некоторые молятся за упокой 50 или 17 поклонов поясных. Потом начал отходной, если вместе с Заутреней были часы, то полагаются два начала земные, если Утрени не было, то кладем единый начал.
О Павечернице
Начало к Павечернице, по замолитствовании Аминь, «Царю Небесныи», «Трисвятое», и прочее начало с поклонами земными. «Помилуй мя Боже» и Символ Веры «Верую». Потом молитвами 700, а Псалтырию две кафизмы и по каждой Славе по 17 поклонов земных в каждой вервице. Некоторые за Павечерню молятся 100 поклонов земных и 100 Богородице поясных. И посему «Ангелу хранителю» и всем святым елико произволиши. Таже «Достойно» есть «Трисвятое» и по «Отче наш» тропари, «Помилуй нас Господи», таже Господи помилуй 40, «Честнейшую» и 17 поклонов с молитвою Ефремовой, посем Слава и ныне, Господи помилуй 2-жды, Господи благослови, также отпуст и корпение и прочая как на полунощнице. Потом полагаются два начала земных, один отходной, а другой ко сну отходящим.
Ведать подобает, что во все Недели (Воскресения) Великаго Поста на Вечерни поклоны земные начинаются от «Сподоби Господи», а на Павечерницах от «Слава в вышних».
О четвертке 5-я недели Великаго канона
Марьино стояние
В среду по обычном окончании Часов за Вечерню молятся по обычных кафизмах или молитвах полагать 100 поклонов земных с молитвою Исусовой и Богородице поясных 100 или 50 заканчивать же обычно Часами. За Павечерницу приходной земной начал. А прочее начало к Павечерни поясное и молиться две или одну лестовку поясную и по окончании «Честнейшую» и поклон до земли, потом 3 поклона с молитвою Ефремовой. Заканчивать Павечерню: Слава и ныне, Господи помилуй 2-жды Господи благослови с поклонами земными и отпуст. Корпения не бывает. Полунощница начинается с поклонами поясными, только в начале «Боже очисти мя», три поклона земныя и на конец 4 великие земными как и на Павечерни указано. Заканчивается Полунощница с корпением. Исходныя два начала земных.
На Утрени молитва начинается в 10 или 11 часу нощи. Приходныя поклоны, начал земной. По замолитствовании же Аминь, «Царю Небесный», «Трисвятое», «Придите поклонимся» с поклонами поясными и прочее начало Утрени. При этом устав повелевает кадить иконы и братию, если будут. Также молиться 27 лестовок из коих 9 с земными поклонами, а 18 без поклонов с Исусовой молитвою.
Начинаем прежде лестовку земную и потом две молитвами, и так пременяя пока не совершим 27 лестовок. «Аллилуия» на всех лестовках земные. Некоторые же вместо молитвенных безпоклонных лестовок между поклонами земными, для отдохновения чтут несколько кафизм и поучения некая или от жития преподобныя Марии. По окончании указанных поклонов и молитв еще молимся хотя по 50 поклонов поясных Богородице и 50 апостолом, так и 50 и Марии Египтяныни, с запевом: «Преподобная мати Марие моли Бога о нас». Потому что преподобной Марии в Великом Каноне настоящего дня на каждой песни имеется по два тропаря и еще святителю Андрею, хотя 17 поклонов поясных же с запевом: «Святителю Христов Андрее моли Бога о нас». Потому что этот святитель составил оный Великий Канон, на коем имеется ему два стиха.
И после утренних молитв поем «Достойно есть», «Трисвятое» и тропари дню, Господи помилуй 40 и полагаем обычно три поклоны: «Приидите поклонимся». И за первый час молимся половину лествицы земными поклонами и лестовку с молитвами без поклонов. И так совершается обычное число келейных молитв за Великий Канон: 1000 поклонов земных и 2 тысячи молитв Исусовых. Кончается Первый Час обычно: «Честнейшую», Слава и ныне, Господи помилуй 2-жды, «Господи благослови» с поклонами земными и затем отпуст. На нем же после апостолов поминаем Марию Преподобную и Андрея, епископа Критскаго и святаго числоваго. По отпусте, Аминь. Господи помилуй 3-жды и за упокой вместо литии 50 или 17 поклонов. Также отходные два начала земные. Часы же также обычно как и в прочие дни постныя.
В Великий Пост, кроме субботних и воскресных дней, все поклоны земные. После каждой лестовки или кафизмы в Великий Пост полагают 17 земных поклонов. Если немощен то молишься 300 поясных поклонов или 3 кафизмы.
Если не можешь исправлять всю Вечерню, то молишься последние 50 земных поклонов, в их же числе включены 17 земных поклонов молитвы святого Ефрема Сирина.
За Великую Павечерницу или Нефимон, в 1 неделю Великого Поста, творим 100 поклонов земных, в прочие же недели Поста творим по 50 земных поклонов.
За Утреню творим 100 земных поклонов.
За Первый Час творим 50 земных поклонов
За Часы творим 150 земных поклонов.
Подобает знать, что в Великий Пост Часы и Вечерню молятся вместе. После Вечерни отпуст не говорится, вместо него произносится окончание службы Часов: «Достоино есть» и служба заканчивается отпустом за Часы.
О субботах постной Триоди
В первую субботу Святаго и Великаго Поста.
О святом Феодоре Тироне
Царь Иулиан, отступник от христианства воздвиг гонение на христиан. Окаянный Иулиан знал, что род христианский в первую неделю Поста усердно очищается и внимает Богу, поэтому он повелел епарху (правителю) подменить еду на торжищах и заменить ее на оскверненную идоложертвенной кровью, чтобы христиане не ведая о подмене, осквернились. Но всевидещее Божее Око промышляет о своих рабах. Архиерею Евдоксию явился страстотерпец Феодор Тирон и предупредил о том, что христиане не покупали оскверненную от нечестивого царя пищу. Св. Феодор Тирон повелел епископу Евдоксию дать христианам варенную пшеницу, тем самым избавив христиан от осквернения.
В пятую субботу Великого Поста, празднуем Пресвятой Владычице нашей Богородице.
Во времена правления императора Ираклия, Константинополь был осажден многочисленным войском Сарвара персидского и скифского правителя. На одного эллина было десять персов и скифов. Сарвар всячески хулил Господа и держал жестокую осаду Константинополя с земли и моря. Патриарх Сергий со множеством народа и Божественной Иконой Богоматери обошел стены Царя града. В это время Сарвар от Востока и каган скифский от Запада уничтожили окрестности Константинополя огнем и мечем. Богородица защитила христиан и греки под ее Покровом победили персов на суше. На море разыгралась буря и корабли с нечестивым воинством погрузились в пучину.
В память этого события боголюбивый народ вознес Богоматери благодарение и неседальное славословие воздал. С тех пор последование этой службы называется «Акафисто»[1] или неседален.
На Утрени чтутся кондаки и икосы Богородице, первый кондак «Возбранной Воеводе» поется восемь раз. А каждение святых икон и братии бывает шесть раз.
Сергий патриарх константинопольский занимал кафедру с 610 по 638. С 619 года и до самой смерти он был в самых дружеских отношениях с императором Ираклием, в отсутствие которого вместе с патрицием Бонозом, управлял империей. В 626 году, благодаря энергии Сергия, столица осажденная аварами и персами была чудесным образом спасена. Считается, что Сергий был создателем первой редакции Номоканона (переработанного и дополненного в 883 году знаменитым патриахом Фотием). Патриарх Сергий отличался редкой скромностью и осторожностью. Будучи правой рукой императора во всех его начинаниях, он всегда оставался в тени и даже в церковных делах действовал именем императора).
Неделя о блудном сыне
Многие люди живут непотребно в пьянстве и разных нечистотах, от того приходят в отчаяние. Святые отцы учат, что от корня отчаяния восторгается страсть к добродетели. Восстанавливают человека преблагие Божественные щедроты, и преступник как блудный сын возвращается к своему Отцу.
О неделе мясопустной
В неделю мясопустную творим память Второму и страшному Пришествию Христову. Человеколюбец есть Бог, но и Судия праведный и воздаст по делам каждого. Когда же будет Христово второе пришествие, не знает никто. Говорят, что после седьмой тысячи лет после творения мира наступит приход Господа. Но прежде Его пришествия придет сопротивник Христу или Антихрист. Антихрист уже правит в безбожном мире в духовном образе.
Пришествие Господа будет как молния с небес, огненная река потечет перед Ним, очищая всю землю от скверны. И разлучит Господь праведных от грешных – праведники вечный живот приемлют, а грешные муку вечную, и будет там плачь и скрежет зубовный, червь неусыпающий и огонь неугасимый. Праведники наследуют Царство Небесное.
Святые отцы возвещают нам всем живущим на земле. Первое: предел смертный, его же никто от людей не минует. Второе: придет Страшный и ужасный Суд всем людям и воздаяние каждым по делам. Поэтому святые мужи учат нас жить благочестно и праведно.
О неделе сыропустной
В сыропустную неделю церковь воспоминает изгнание Адама из Рая. Адам был извержен, потому что он покорился не духовному, а телесному, поддался искушению змея, и стал не богом, но навлек на себя смерть. Ради Адама Господь сорок дней постился и подвергался искушениям. Из-за этого и установлен Великий Пост для христиан. Адам не сохранил образ Божий, но погубил нетление. Сохранив же себя от искушений во время поста мы воспринимаем нетление. Преступив закон, Адам избранную плоть облек смертью и изриновен был из Рая. И из-за него весь род людской был проклят. И проклятие снято было когда Господь родился от Святой Девы, чем помиловал наше естество. Поэтому будем мы полны безгневия и чистых молитв. Господь говорил: «Когда стоите на молитве, отпускайте грехи тех на кого гневаетесь». Если оставите людям согрешения их, то оставит и вам Отец ваш Небесный.
А поэтому в настоящий день люди творят прощение друг с другом и сам день называется прощенным днем. По завершении Вечерни в церкви творится прощение. Во образ этого прощения икона ставится на аналое среди моленной и перед ней свещу. По отпусте Вечерни настоятель замолитствует. Головщик глаголет Аминь. И поют стихеры храмовые, литейные и славники по крылосам. Когда начнут петь стихеры, тогда в начале настоятели, потом книжные, а по них вся остальная братия подвое полагают по два поклона в пояс, третий поклон земной и прощаются друг с другом по обычаю. Говорят «Христос посреди нас», отвечают «Во истину есть и будет». Потом кланяются до земли, говоря: «Прости мя отче Христа ради и благослови на труды постные». Оба лика сходятся вместе. Настоятель говорит «Славу», а головщик «и ныне» и поют «Владычеце прими молитву раб своих» и поклон земной и лики расходятся по крылосам. Лики поют «Слава и ныне», «Господи помилуй» дважды, «Господи благослови» и затем субботний отпуст.
О первой неделе поста
Первая неделя святого поста называется Неделя Православия. В этот день при императоре Михаиле и императрице Феодоре святым Мефодием, патриархом Константина града было восстановлено почитание икон, после иконоборческой деятельности, в которую уклонились многие прежние цари и патриархи, воздвигшие гонение на Святую Церковь. В царствование Михаила и Феодоры судьбами Всемогущего Бога иконоборнная ересь была низложена и Святая Церковь и все Православие утвердилось.
О третьей неделе поста
В третью неделю празднуем поклонение честному и животворящему Кресту. Потому что во время поста мы распинаемся и умерщляем свою грешную плоть от страстей. Честной и животворящий Крест утверждает нас в истине, облегчает наши болезни.
О четвертой неделе поста
В четвертую неделю поста устав повелевает петь службу преподобному Иоанну, списателю лествицы. Им была написана святая, душеполезная книга, именуемая «Лествица».
О пятой неделе поста
В пятую неделю по уставу службу поют преподобной Марии Египетской.
О праздниках цветной Триоди, воскресения Лазаря и недели цветоносной
В субботу шестой недели Великого Поста, празднуем воскресение святого и праведного Лазаря, друга Христова, умершего четыре дня назад. Лазарь был объят тяжелым недугом, от которого умер. Исус пришел в Вифанию, где жили сестры Лазаря. Они сказали: «Если бы Ты был здесь, Господи, то не умер бы брат наш, но и сейчас можешь воскресить Лазаря». Исус пришел на могилу Лазаря помолился и воззвал: «Лазарь гряди вон» и умерший вышел и пошел в свой дом. Это чудо разозлило иудеев, они решили убить Лазаря, поэтому он был вынужден скрываться на Кипре, где был первым епископом. Лазарь умер через тридцать лет после своего воскресения. Его епископский омофор создала своими руками Пречистая Матерь Божия.
О неделе цветоносной
Многие люди после восстания Лазаря из мертвых, уверовали в Христа. Утром Христос, имеющий своим Престолом Небо, посылает своих учеников, чтобы они привели Ему осла, на котором Господь въехал в Иеросалим. Люди постелили под ноги Его свои одежды и выстилали Его путь финиковыми ветвями. Они говорили: «Осанна, Сыне Давыдов, благословен грядыи во Имя Господне Царь Израилев». Финиковая ветвь по-еврейски называется «Ваия». Вход Господень в Иеросалим знаменует пришествие Нового Завета после ветхой ветви Ветхого Завета.
О страстной седмице и о Часах Царских
Во святой и великий понедельник творится память блаженного Иосифа прекрасного и притча о иссохшей смоковнице. Житие Иосифа прекрасного есть прообраз Страстей Господних. Как единокровые братья ненавидели Иосифа, так и беззаконные иудеи ненавидели Господа Исуса Христа и предали Его на распятие. Господь был продан за тридцать серебренников своим ближайшим учеником Иудой, родные братья продали Иосифа в плен измаильтянам тоже за тридцать серебренников. Как госпожа, безответно домогавшаяся Иосифа, оболгала его перед своим правителем мужем так и ветхозаветные иудеи, как жена блудница, предали Исуса на суд перед римским правителем Пилатом. Братья бросили Иосифа в ров, Христос был заключен иудейским предательством в мрачный и темный ров гроба. Как Иосиф после всех злоключений становится правителем Египта, так и Христос после Воскресения, становится Правителем Мира.
О смоковнице
Однажды утром выйдя из Вифании, взалкал Исус и увидел смоковницу, на которой не было кроме листьев никаких плодов. Тогда отошел от нее Исус, сказав: «Да не обретется на смоковнице плода во веки». Смоковница является символом души, не имеющей духовных плодов и обретающейся праздной. Как бесплодная смоковница, срубается под корень, так и грешная душа предается Господом в вечный огонь. Этими двумя притчами святые отцы призывают удаляться злых дел и приносить Богу целомудрие как прекрасный Иосиф.
Страстной вторник
Во святой и великий вторник память творим о десяти девах. Притча о десяти девах, обращает христианина на милостыню.
Великая Среда
Во святую и великую среду жена блудница, приступила ко Христу, многоценное миро излила на Главу Христову и своими власами вытерла ноги Господа. И за такое усердие приняла от Христа прощение многих и великих грехов. В этот же день фарисеи и книжницы составили беззаконный совет на Исуса, чтобы погубить Его.
Великий четверток
Во святой и великий четверг церковь празднует о Тайной Вечери, о омовении Господом ног апостолам и о предательстве Иудой Христа.
Христос Сам умыл ноги апостолам, призывая не старейшинства и начальства искать, а если кто хочет быть первым, да будет последним. Господь первому Иуде помыл ноги, зная о его предательстве. На Тайной Вечери Христос о предательстве иудином сообщил тайно только Иоанну: «Кому подам хлеб, тот и предаст Меня». Если бы апостол Петр ведал об иудиной измене, то немедленно убил бы предателя. Исус взял хлеб и сказал ученикам: «приимите и ядите и чашу подобно, пиите от нея вси». Через хлеб вошел в Иуду Сатана. Христос сказал своим ученикам, что они соблазнятся о Нем. Петр сказал: «Если все отрекутся, но не я». Исус ответил: «Не прокричит петух дважды, как ты отвержеся от Меня трижды». Что и было.
Потом Христос показал всем людям как страшна смерть, когда молился Отцу Небесному: «Отче мои, аще возможно, да мимо идет чаша сия от мене». И это Он сказал как человек, не смерти испугавшись, но Дьявола обхитрил, чтобы тот не препятствовал таинству вольного распятия.
Когда Исус был у потока Кедронского со своими учениками, Иуда пришел туда со своими воинами и с вооруженным народом иудейским. Иуда сказал воинам: «Кого поцелую, тот и есть Исус». Так Исус был предан и продан от друга и ученика за тридцать серебренников. Господь был связан и отведен на архиерейский двор и там все фарисеи и книжницы приговорили убить Исуса.
Великий пяток
Во святой и великий пяток празднуем страшные страсти Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, принявший страсти ради нас. Господь претерпел оплевания, биения, муки, досады, поругания в багряную одежду, трость, губу, уксус, гвоздие, копие и после всего - Крест и смерть.
Когда Господь предстал перед судом римского властителя Пилата, который сказал, что не вижу никакой вины на Исусе. Иудеи же сказали, что Его надо замучить, потому что именует Себя Сыном Божиим и кричали «распни», «распни Его». Пилат же умыл руки свои: «Нет Его крови на мне». Иудеи же ответели: «Кровь Его на нас и на чадех наших».
В третьем часу на лобном месте Галгофе Господь был распят с двумя разбойниками как злодей. Воины при Кресте ругались Христу, говорили Ему: «Если Царь Израилев, то сойди с Креста и поверим в Тебя». Когда распяли Его то померкло солнце на три часа и земля сотряслась, камни распались и в Иеросалимском храме разорвалась завеса. Воины же видя жаждующего Спаса вместо воды дали Ему уксус. После чего Христос предал Дух Свой. Один от воинов проткнул ребра Исуса и оттуда потекла Кровь и Вода.
Тайный ученик Христа Иосиф выпросил у Пилата Тело Исусово для погребения. Ночью пришел Никодим обвил Тело понявою и погребли во гробе.
Под Голгофой находилась глава Адама, принесенная на это место во время потопа. Святая Кровь Исуса, истекшая во время распятия, крестила первого человека.
Великая суббота
Во святую и великую субботу празднуем Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В этот день кончается великая четыредесятница. В это время Христос, Божие Слово сходит в ад с Нетленною и Божественною своею Душею и человеческий род от тли возводится к вечной жизни. Ад был разрушен и Сатана связан на тысячу лет. Адам и сущие с ним вселились в райскую обитель.
Утром в субботу фарисеи и книжники просили у Пилата запечатлеть Господний Гроб и выставить у Него стражу, так как боялись трехдневного Воскресения Христова.
Великое воскресение
Мы празднуем Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В этот день Господь из небытия в бытие мир привел, а также израильские люди прошли через Чермное море, избегая фараоновых рук. Господь наш сошел с Небес и в утробу Девы вселился. Из адовых сокровищ Христос человеческое естество похитил и возвел к древнему достоянию нетления. В аду Господь спас не всех, а тех, кто Ему веровал.
По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалыня и другая Мария посмотреть гроб. В это время произошло великое землетрясение. Ангел Господень, сошедший с Небес отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем. Вид Ангела был как молния, а одежда бела как снег. Устрашившись Ангела воины были как мертвые. Ангел сказал пришедшим женщинам: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого… Его здесь нет: Он воскрес, подойдите и посмотрите то место, где лежал Господь. Идите к ученикам и скажите, что Он воскрес из мертвых и ждет вас в Галилее». Когда же они шли возвестить ученикам Его, Исус встретил их и сказал: «Радуйтесь!». И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Когда же они шли, стража увидела Воскресшаго Христа и доложила первосвященникам обо всем бывшем. И они, собравшись со старейшинами, дали войнам много денег, чтобы стражники лжесвидетельствовали, что ученики украли Тело Христа. Воины взяли деньги и сделали так как им велели. И пронеслось слово это между Иудеями до сего дня. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Исус. И, увидевши Его, поклонились Ему, а другие усомнились. И приблизившись Исус сказал им: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле». Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Учите их соблюдать все, что Я повелел вам, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.