старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Последние времена

Что с нами случилось и что делать?

Андрей Щеглов

В том, что будет изложено ниже, не будет прямой ссылки на современных «героев» старообрядчества. Учитывая их умственный и духовный уровень, говорить о них «ан масс» срамно, а уж тем более подвергать их анализу. Кто понимает о чем идет речь, то тому не надо объяснять, соответственно тому, кому надо объяснять, лучше не объяснять. Для непонимающих, а также важных людей «в старообрядческом деле» – это пустой звук. Наша задача, в самом общем виде, обозреть современные духовные руины, того, что раньше справедливо и гордо называлось «древлеправославием» («староверием», «старообрядчеством).

Начнем, пожалуй, с того, надо перестать тешить себя оптимистическими иллюзиями. Вся эта кажущаяся и выросшая ныне до неприличных размеров, «успешная» внешняя суета: восстановление ранее порушенного, золочение куполов, бесчисленные и бессмысленные межконфессиональные и научные «встречи», где «христиане» предстают как смешные образины на чужом и веселом балагане, абсолютно никчемна с точки зрения Христовой Веры. Надо понимать, что высокопарные, бредовые заявления одних и тех же профессиональных «старообрядцев», постоянно мельтешащих на телевизионных и радио каналах, вещающих «об открытии миру сокровищ старообрядчества», ничего не вызывают, кроме отторжения и презрения. На самом деле эти пафосные камлания являются прикрытием внутренней духовной пустоты и собственных материальных интересов, с переменным успехом выдаваемых за некую «старообрядческую духовность». Дело здесь не в привычных упреках и рассуждениях о низменных деяниях этих людей (Кто из нас без греха?), а в том, что для этих деятелей Бог или остался где-то позади, в недоступном, светлом прошлом или в лучшем случае, должен появится в конце времен, в неопределенном будущем, а в настоящем можно с легкостью обделывать свои делишки. И это свое мертворожденное, обыденное и пошлое представление они пытаются выдать за пока еще живое явление, которое для них уже не является величайшей тайной. Все их рассуждения о Вере, похожи на попытку животных, неожиданно принявшихся судить о сущности Человека. И здесь не поможет вся их изворотливость, все их злопамятство и мстительность, желание выставить себя на показ. Но оставим их, они уже нашли свое счастье, в виде вещественного благополучия и сытого спокойствия. Да и совершенно неинтересно, какие темные ветра свищут в их пустых головах!

Основное затруднение заключается в том, что большинство смотрит на сложившееся положение дел «из вне», со стороны внешних, равнодушных наблюдателей, а саму проблему возможно понять лишь «изнутри». Большинство «древлеправославных» совершенно не видят лавину разрушительных процессов, происходящих на их глазах, когда нормальный, законный христианский порядок уничтожается, а нынешние духовные «вожди» фальсифицируют высшее понимание жизни, ее действия и подлинное знание. Все это духовное «невегласие», в конечном итоге, приводит к отказу от любой как внутренней, так и внешней духовной борьбы. Лишь единицы способны видеть всю головокружительность падения. Эти «пастыри», административные руководители и пассивное «стадо» поют гимны своему прошлому, захлебываясь блевотиной собственной исключительности, при этом пытаясь обмануть самих себя и окружающих призраком уже несуществующей «духовности». Для них уже не ведомо, что с духовных высот, достигнутых прежними христианами, они опустились в мир материалистической реальности, и стали ее составной частью.

Сам феномен «древлеправославия» был попыткой под знаменем Христа, организовать сопротивление безудержному скатыванию человечества в зияющую пропасть. Внешне обращенное в прошлое, «древлее» Христианство стало новой концепцией духовных идеалов мужества и достоинства в затхлой атмосфере различных, сугубо человеческих идеологий, породивших современный мир. На фоне безличного человека-массы, это явление знаменовало духовный подвиг верности христианскому долгу. В «староверах» всегда чувствовалось умение ясно и четко отличить главное от второстепенного, в отличие от механического (мирского) человека, представляющего собой крайнюю форму вырождения.

Сейчас мы находимся в мире руин. И вопрос здесь только один: остались ли еще люди, выстоявшие среди этих руин? И что они должны, что еще могут сделать сегодня? Сохранилось ли в этих «остальцах» то духовное состояние, которое может служить примером для сопротивления антихристу? Есть ли еще люди, предпочитающие суровую и опасную жизнь, продолжающие духовно сражаться, даже зная, что сражение внешне уже проиграно? Хочется надеется, что остались люди, в которых верность Христу сильнее вещественного огня, которые своим существованием утверждают идею, что именно чувства чести, а не пошлое морализаторство, определяет сущностное различие между людьми и физиологическими существами. Важно не количественное объединение людей, связанных обрядом, а качественное состояние. Но это состояние может быть достигнуто только лишь тихим преображением, совершающимся в глубине человеческой души. В первую очередь, это изменение происходит в себе, затем проявляется уже в нескольких людях, и только в этом случае предпосылки истинного порядка, можно будет установить вовне, противостоя разрушительным силам современного мира. Необходимо достигнуть такого состояния, когда описываемый нами тип христианина был сразу заметен, чтобы его невозможно было спутать с другими людьми, чтобы с первого взгляда можно было сказать: «это наш человек», не принимающий соглашательства с миром вещей.

Сегодня мы находимся в гораздо худших условиях, чем предыдущие христиане, когда все было ясно и определенно: вот «наши», а вот «иные». Ныне все переплетено и подчас очень сложно определить то, что не должно быть, с тем, что истинно. Наши же духовно бесформенные «вожди» живут по принципу: «Сначала набивание пуза, сохранение собственной шкуры, а только затем поиски истины», или же: «Сейчас не те времена, когда можно позволить себе иметь собственное мнение, отличное от сиюминутного господствующего принципа» и наконец: «Да кто тебя заставляет…». И вот этому мнению мы должны твердо противопоставить иной принцип – это не наш путь! Наше существование зависит не от суетливых, пронырливых околоцерковных дельцов и духовных политиканов, а от людей способных жить и действовать на христианских принципах. Подобные люди могут быть бедными или богатыми, рабочими или предпринимателями, богословами, инженерами, крестьянами, или даже политиками. Но такой человек должен с необходимостью понимать внутренние различия между ясным, мужественным, упорядоченным миром и стандартизированной, конформистской, пошлой серой жизнью, где господствует пустая «мораль».

Надо достичь такого духовного состояния, когда можно с презрением относится к одурманивающим узам коллективистской и механической системы, к любой идеологии, устанавливающий ложные «социальные» ценности, замещающих ценности духовные, находящиеся исключительно в божественном порядке.

Важно увидеть в жизни взаимосвязь причин и следствий, сущностную идеальную основу, скрытую в хаотическом движение разных мнений и соблазнов. Надо усвоить, что все это лишь многообразные уровни одного и того же духовного недуга, каждый из которых неизбежно ведет к следующему в общем круговороте разложения. Началом этого процесса стал разрыв с подлинной христианской традицией, замещение ее ложными суррогатами, ведущими к бессодержательный и призрачной индивидуальной свободе. Это путь к раздробленности и разобщенности вместо сознательного желания быть частью настоящего и иерархичного духовного единства.

Христианская личность оказывается перед лицом бесчисленных «множеств» противостоящих индивидуумов, вовлеченных в царство количества, натурального ряда чисел, мира количественных масс, не имеющих иного Бога, кроме всепоглощающего духовного и вещественного потребления. Чтобы выстоять в этом хаосе, необходимо понять, что нельзя вступать в сделку с силами разрушения. Попытка уладить дело с данными силами мирным путем равноценна сдаче, поражению сегодня и окончательному уничтожению завтра. Духовная принципиальность - это готовность в необходимое время выдвинуться во вне со всеми еще имеющимися непорочными силами.

Мы видим как наше общество постепенно, словно клещами, сжимается железной хваткой чуждой и враждебной силой. Эта сила уже не та, что прежде, выступающая против нас с открытым забралом, нападение происходит не насильственными и принудительными способами. Христианское общество, утратившее внутри себя высокие христианские идеалы, впускает в разверстую духовную пустоту потребление, доход, отсюда и весь наш нынешний примитивизм, механистичность, замшелость и животность, что объясняет появление суетящихся клоунов, которые определяют направление наших церковных институтов. Эта опасность гораздо более существенная, чем прямое насилие, она подобна Троянскому коню. Зло уже действует более изощренно и перемены в наших обычаях и общем мировоззрении происходят незаметно, и тем самым дело обстоит совершенно иначе, чем прежде. Во имя этого духовного «расслабления» мы уже практически отказались от всех своих идеалов, так что возможно уже не понадобиться никакого внешнего вмешательства, чтобы забрать лежащую и брошенную жемчужину Истины и окончательно поместить ее в смрадный кал.

Из-за этого духовного ослепления возникает весь наш вещественный демонизм, потому что мирской фактор является первостепенным и решающим. Собрание всех интересов и ценностей вращается на уровне потребления, которое из последних сил прикрывает христианский обряд. Есть ли выход из этого мрачного круга? Но это вопрос, обращенный уже не к людям.

При такой слабости внутренних и внешних сил нам вряд ли удастся быстро избавиться от самодовольных, маразматических проходимцев в наших церковных институтах. Наша задача преодоление нашей замкнутости, раздробленности, создание особой духовной атмосферы, под влиянием которой мы способны обрести новую жизнь с такими чертами как верность, преданность, служение, это поможет нам преодолеть серость и неискренность нашего современного положения. Объединяет не обряд, но сила наших потаенных намерений на пути к Истине. Это основа, точка отсчета, объединяющая людей, остающихся верными христианским принципам, и оттого способными быть свидетелями Высшего Авторитета и Высшего Закона, рожденных Истиной.

Ныне нет другого пути: надо, чтобы среди наших «древлеправославных» руин началось движение по восстановлению изначальных положений и идей. Надо удержаться от скольжения к животному, примитивному началу, находящемуся в нас и желающему свести все наше существование к биологическому уровню. Мы знаем, что против этого выступает наше Я, желающее остаться сознательным и независимым. Для этого, в первую  очередь, надо осознать ту темную и нижайшую часть нашей души, все более и более берущую над нами верх. Необходима точная и беспристрастная оценка нашего одряхлевшего состояния, а это, в свою очередь, поможет отвергнуться от собственной, соблазнительной личины, отраженной в зеркале искаженного бытия. В этом случаем мы будем не казаться, а существовать, при этом надо молчаливо делать свое дело в созвучии с велением, звучащим с небесных высот. Только тогда пустое, вялое и ложное существование исчезнет в небытии.

Духовность, о которой мы говорим, не нуждается в дешевом и никчемном, навязываемым нам лукавом морализаторстве, с помощью которого происходит «одомашнивание» христианина как животного. В создании этого бесхребетного «стада» и находится лицемерная сущность и цель современной модернисткой «церкви», в объятия которой мы стремимся всеми силами. В этом случае нам достаточно чистого обращения к Святому Духу и Христу, как незамутненной очевидности Божественной Реальности, в то время как любые настоящие церковные «институты» могут исчезнуть в безотрадности и пустоте. Внутренняя сплоченность и правильное осознание позволит противостоять окончательной победе хаоса и разрушения, выступающего под маской практического материализма, благополучно процветающего в «церковной» среде.

В том варианте, в котором нам предлагают «христианство» наши «административные» марионетки - оно мертво и не может быть точкой отсчета, опираясь на которую можно достичь подлинной духовной свободы. Все что они могут предложить – это эстетически убогое обрядоверие и примитивную набожность, в лучшем случае низводя Церковь к социальному, благотворительному служению. Все это превращает Церковь в нечто пресное и скучное, уродующее личность и производя на свет нетерпимость ко всякой жизни. Люди, создавшие подобное положение вещей, представляют из себя не титанических злодеев, а мелких, циничных, ублюдочных церковных политиканов, обладающих простейшими влечениями и интересами, связанных с удовлетворением чисто физических потребностей и стремящихся к чувственным наслаждениям. Данные «персонажи» даже не осознают, что легко управляются со стороны глобальных сил разрушения, четко понимающих свои действия и цели. Все «правильные» слова наших «духовных руководителей» - это чистое словоблудие. Они не заботятся о неком «благородном идеале», они погружены в мирской быт и бредят собственной значимостью. Их поступки – это логический абсурд, с точки зрения Христианской Церкви и Христианских Канонов, поэтому они провозвестники окончательного упадка и вырождения.

С другой стороны им противостоит ничтожно малое количество людей, отличающиеся от первых, как свидетели иной внутренней расположенности, других порядков законности и авторитета, дарованных Христианской Идеей и крепкой преданностью ей. Для подобных людей только Царство Небесное может быть настоящей родиной. Получится ли у них противостоять окончательному разрушению и остаться непоколебимыми в Истине, то это вопрос опять же не к людям. Это станет возможным только тогда, когда мы будем сохранять Бога, только тогда он будет всегда и везде, здесь и теперь. Ощущая живое присутствие Бога в самом себе, мы обретаем в нем точку опоры, центр мира и в результате видим единственный путь, по которому можно следовать. Лишь пылающий внутри нас священный огонь, способен испепелить призрачный, пестрый мир, играющий ложными образами вокруг нас. Вступив на этот тяжелейший путь, человек сильно рискует, в случае если он окажется не на высоте своего первоначального намерения, то это пламя сожжет его до основания, он просто раствориться в общей массе, станет ручным. Но если он выдержит, то приобретет величайшую силу, так как окажется способным видеть божественные смыслы в сиюминутном, бессмысленном мире.

Наша Вера дает понимание, что земная жизнь является испытанием,  взаимосвязанным полем битвы не только человеческих, но и духовных сил, которые весьма условно можно обозначить как силы Блага и силы Морока, Хаоса. И здесь каждый обладает свободой сделать свой личный выбор, на чью сторону ему встать. В обоих случаях он выходит за пределы просто физиологического животного состояния. В первом случае, путь ведет наверх к Божественному Началу, превышающему всякое человеческое измерение, наоборот, иной путь увлекает вниз, к недочеловеку. Во всем важна именно наша внутренняя предрасположенность, а не построение неких идеологических схем или надевание на смрадные хари личин благочестия. На самом деле, право выбора подтверждает господство священного принципа справедливости, устанавливающего - «Каждому свое» (Suum cuique).

Наверх