старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Никонианщина

Бывший христианин Миролюбов

Жизнеописание предателя

 

        В редакцию сайта «Старопомор» порой стекатся интересная информация. Одно из писем нам показалось хоть и резким, но очень поучительным и полезным. Его содержание касается темы «предательства», измены Веры. Письмо описывает жизненный путь одиозного бывшего поморского наставника, а ныне никонианского диякона И.И. Миролюбова.

   Письмо содержит очень резкие и нелициприятные высказывания, но редакция решилась опубликовать его полностью без сокращений и купюр.

 

      Миролюбов Иван Иванович, 1956 года рождения 19 (20) января по григорианскому календарю. Проживает в г. Рига.

Миролюбов происходит из семьи потомственных староверов поморского, беспоповского согласия.

В восьмидесятые годы Миролюбов, будучи наставником Рижской Гребенщиковской общины, добровольно пошел учиться в ленинградскую духовную семинарию, а затем поехал в Сергиев Посад, где прошел курс обучения в Московской Духовной Семинарии и Академии под управлением Пятого Управления КГБ СССР. В староверской среде этот поступок Миролюбова был принят резко отрицательно.

Во время прохождения учебы Миролюбов вступил в близкие и дружественные отношения с одиозным гр. Гундяевым или иначе - митрополитом Кириллом, возглавляющим отдел внешних сношений «Московской Патриархии». В восьмидесятые и девяностые годы Миролюбов часто посещал США, где познакомился с некоторыми представителями русской церкви за границей. Люди, с которыми общался Миролюбов в США, ранее были поморскими староверами, изменившими вере отцов и предавших Христа. Это пресловутый отец Саймон и другие не менее известные персонажи современного ренегатства.

Сейчас уже трудно сказать, когда гр. Миролюбов принял решение присоединиться к официальной церкви на правах «единоверия». Можно сказать однозначно, что «присоединение» Миролюбова к «никонианам» не носит характер свободного духовного выбора, с которым можно не согласиться, но нельзя не уважать. Все действия упомянутого гражданина носят характер «религиозной» торговли и горделивого самоутверждения. Миролюбов не просто хочет духовно самоопределиться, но принести новым хозяевам старообрядческие «трофеи», прийти, так сказать, не с пустыми руками, а «подарить» несколько старообрядческих общин для «Московской Патриархии». Такой вот охотник за старообрядческими скальпами.

Будучи на посту старшего наставника Рижской Гребенщиковской общины Миролюбов (в душе уже будучи ренегатом) своей деятельностью чуть было не уничтожил саму общину. События развивались следующим образом.

Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (РГСО) - крупнейшая на поморская община беспоповского согласия (до 7 тыс. прихожан). Имущество общины, по неофициальным данным, оценивается в несколько десятков миллионов долларов - это и городская земля, и доход от арендаторов автомобильных стоянок, и многоквартирные дома. И, конечно же, бесценные иконы, старопечатные и рукописные книги XVI-XVII веков, собранные и сохраненные во время гонений и преследований. Внешне дела в общине выглядят идеально, но… уже десятый год РГСО пребывает в состоянии войны: один раскол идет на смену другому.

По установленной традиции Гребенщиковской общиной руководят три духовных наставника, а хозяйственными вопросами управляет совет общины и председатель, выбираемый из наиболее известных и уважаемых прихожан. Однако сейчас РГСО не до старинных традиций: духовный наставник только один - Трифон Кустиков. А в председателях Павел Максимов, депутат Латвийского сейма от политобъединения "За права человека в единой Латвии" (ЗАПЧЕЛ). Новая власть пришла в общину на смену старшему наставнику Ивану Миролюбову. Нынешний конфликт возник не на пустом месте - у него девятилетняя история. В 1995 г. духовным лидером гребенщиковцев стал Миролюбов. По словам непосредственных участников событий, выяснение отношений между группировками носило силовой характер: в Великий пост во время богослужения в храме была устроена драка.

В результате из общины ушла часть прихожан, их возглавил Алексей Каратаев. У него нашлись многие единомышленники. В свою очередь, гребенщиковцы создали в 1997 г. Центральный совет Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ЦС ДПЦЛ). В Совет вошло около 40 общин, и возглавил его опять Иван Миролюбов, получивший возможность представлять старообрядчество на государственном уровне. Так произошел первый раскол среди латвийских старообрядцев.

Вся деятельность И. Миролюбова на посту Совета была направлена на вхождение староверов в официальную церковь, которая глумилась и подвергала гонениям Христову веру. В июне 1999 г. им (тогда еще председателем ЦС ДПЦЛ) и председателем Отдела внешних церковных связей МП митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) был подписан меморандум, содержание которого сводится к взаимотерпимости и взаимоуважению конфессий. Все складывалось как нельзя лучше для Миролюбова, но большая часть староверов-прихожан возмутились тем, что меморандум был подписан "без обсуждения в общинах, келейно и поспешно", а о самом факте существования документа они узнали только из светской латвийской прессы.

Через два года после подписания меморандума противники "поспешности и келейности" написали письмо Генеральному Директору ООО «Московская Патриархия LTD» старому гэбисткому хряку Редигеру: "Мы не хотели бы поднимать вопросы христианской этики, недостаток которой в таком богоугодном деле, как уврачевание последствий раскола, очевиден. Благодаря обману вас и обману латвийских староверов святая цель нашего объединения, к сожалению, отодвинута на далекие десятилетия. Движимые политической конъюнктурой некоторые люди готовы на любой обман".

Сам Миролюбов опровергает наговоры на себя: "Меморандум не только обсуждался старообрядческими духовными центрами, но и был опубликован в изданиях общины". По его мнению, причина раздора не имеет никакого отношения к делам церковным и искать ее надо в делах сугубо земных, а конкретнее - в финансовой документации общины.

Замеченные им нарушения наставник перечисляет в письме, адресованном руководителю Управления по делам религий Ринголдсу Балодису: "Имея ограниченные знания церковных правил, люди светские и нецерковные (речь идет о тогдашнем совете РГСО) пошли по пути превращения общины в своего рода фирму по управлению недвижимостью и оказанию ритуальных услуг". Далее приводятся факты: тут и сдача в аренду на льготных условиях общинных помещений, и продажа земельного участка за половину стоимости... В общем, по мнению Миролюбова, совет общины злоупотребил своим положением, а чтобы "замести следы", придрался к меморандуму, обвинив своего наставника в излишней симпатии к православным новообрядцам.

Правда, по ходу дела выяснилось, что Миролюбов вел одновременные переговоры и с Русской Православной Церковью Зарубежом (РПЦЗ). "Ему даже все равно, к кому вести нашу общину: под Московский Патриархат или РПЦЗ!" - возмущались недовольные прихожане. По странному совпадению среди них были и те, кого Миролюбов обвинял в растратах.

Как бы то ни было, но летом 2001 г. совет общины сменился, и в новом составе оказались люди, поддерживающие Миролюбова. Но уже в сентябре в Даугавпилсской, Гайковской общине состоялся Собор Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, на который съехались представители 51 старообрядческой общины. Собор не одобрил действий Миролюбова, направленных на сближение с никонианами. Накануне съезда Миролюбов попросил освободить его от должности председателя Центрального совета ДПЦЛ и сообщил о выходе РГСО из состава ЦС ДПЦЛ. Вместо Миролюбова Центральный совет возглавил Алексей Каратаев, изгнанный из общины в 1995 г. Таким образом произошел очередной раскол.

Выйдя из Центрального совета ДПЦЛ, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община получила автономию - решения Центрального совета стали носить для нее лишь рекомендательный характер. Надо отметить, что традиционно беспоповские общины и без того автономны. Но, как считает нынешний председатель ЦС ДПЦЛ Алексей Каратаев, автономия эта только юридическая - канонические правила все-таки должны быть общими. Если, конечно, речь идет об одном старообрядческом толке (согласии). Если же община решила ввести у себя какие-либо новшества (изменить обряд или принять что-то со стороны), это означает одно: община вышла из поморского беспоповского согласия.

В апреле 2002 года по приглашению национально-культурного общества "Светлояр" Ригу посетил московский единоверческий священник Петр Васильев (находящийся в юрисдикции Московского Патриархата). В помещениях, принадлежащих РГСО, совместно с Иоанном Миролюбовым он совершил богослужения, во время которых небольшое количество прихожане Гребенщиковской общины принял никонианское «причастие». Подобные действия Миролюбова вызвали настоящую волну возмущения среди основной массы прихожан "Те, кто принял «причастие», соборование и изменил святой древлеправославной поморской вере, являются перешедшими в другое вероисповедание. А по уставу самой РГСО члены общины, перешедшие в другое вероисповедание, теряют права членов общины, то есть они больше не староверы", - решила духовная комиссия ЦС ДПЦЛ.
14 июля 2002 г. в храме Гребенщиковской общины проходило собрание ее членов под руководством Миролюбова. У ворот собрались прихожане не только Гребенщиковской, но и других старообрядческих общин Латвии, наставники из Латгалии. К "уличному" собранию примкнул и наставник Трифон Кустиков, покинувший "миролюбовское" собрание.

Управление по делам религий столкнулось с казусом: по итогам двух собраний поданы два противоречивых протокола. Из этих документов следует, что одно юридическое лицо (РГСО) в один день провело два общинных собрания, причем каждое настаивает на своей законности: по документам и в том и другом случае выдержан кворум (по уставу РГСО кворум составляет треть членов общины).

Более месяца Управление по делам религий размышляло, а потом все-таки сделало выбор в пользу "уличного" собрания. Руководитель управления Рингольдс Балодис уверяет, что решить вопрос иначе было невозможно: под сомнение ставится наличие кворума у собрания "миролюбовцев". "Это была очень непростая ситуация, - говорит Балодис. - И мы готовы предоставить суду весь пакет документов, на основании которых управление приняло решение".

При чем тут политика? О ней никто бы не и не вспомнил, речь-то идет о внутрицерковной ситуации. Да вот только нынешний председатель совета общины Павел Максимов пришел к власти в РГСО, будучи одновременно депутатом Латвийского Сейма от политобъединения ЗАПЧЕЛ.

В связи с этим сторонники Иоанна Миролюбова уже выдвинули версию о возможном коррупционном сговоре "в верхах". По их мнению, Павел Максимов, возглавляющий ревизионную комиссию сейма, наверняка закрыл глаза на незаконное расходование средств кем-то из депутатов. За что и получил руководство общиной.

На протяжении нескольких веков жившие в Латвии старообрядцы умудрялись сохранять политический нейтралитет, блюдя свое вероучение в "первозданной чистоте". Однако нынешнее время кризисов и катастроф не щадит даже бежавших когда-то от мира русских старообрядцев. Амбиции и своекорыстие одних входят в противоречие с искренними поисками истинной веры...

Будучи по сути изгнанным за свои корыстные и еретические действия Миролюбов не оставляет попыток захватить Гребенщиковскую общину. Миролюбов пишет постоянные жалобы во все органы государственной власти. Совсем недавно Сенат Верховного суда Латвии отклонил кассационную жалобу бывшего старшего наставника Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) Иоанна Миролюбова и его соратников Сергея Пичугина и Альбины Заикиной. Поскольку решение Верховного суда оказалось не в пользу Иоанна Миролюбова, на сегодняшний день ни он сам, ни его сторонники не имеют права вернуться в РГСО и возглавить ее. Это решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Кассационная жалоба подавалась Иоанном Миролюбовым и его сторонниками в связи с решением Управления по делам религий (УДР), которое было принято 23 августа 2002 года. Решение УДР узаконило смену руководства в РГСО, а также смену устава этой религиозной организации.

После событий июля 2002 года, когда сторонники двух оппонентов Миролюбова и депутата сейма Павла Максимова одновременно провели два собрания по разные стороны храма, в течение почти двух недель существовали две Рижские Гребенщиковские старообрядческие общины. После того, как решением суда одна из общин была фактически ликвидирована, опальный Иоанн Миролюбов вместе с единомышленниками организовал «РГСО в изгнании». В настоящий момент старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины является Трифон Кустиков, а председателем совета общины -- Николай Антонов,

Борясь за место старшего наставника беспоповской старообрядческой общины Миролюбов уже полностью перешел в официальную церковь. Он имеет квартиру в Москве, любезно предоставленную ему патриархией. В Московском Даниловом монастыре у него собственный кабинет. Перестав быть «старшим» наставником, он стал «старшим» по переходу староверов в «никонианство», но при этом еще считает себя старовером, более того стремиться на руководящие посты. Вот такой «подарок» взрастила на своих «духовных» нивах московская «Патриархия».

Сейчас все личины сброшены, Миролюбов вступил в никонианское войско, получил звание подполковника, но как был предателем и подлецом так им и остался.

 

Ольга Петровна Коровина

Наверх