старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Прошлое и настоящее

Пролог 2

Сентябрь день пятый

Слово о покаянии

В некоем граде служил один епископ. Однажды по злой хитрости Диавола епископ впал в блуд. Случилось так, что об этом его блудном грехе не ведал никто. По прошествии нескольких дней, на церковном соборе, при стечении многих людей епископ открыл пред всеми присутствующими свое блудное падение. Епископ возложил свои церковные облачения на Святой Алтарь и сказал христианам: «Не могу быть вам более епископом за грех свой блудный».

Народ зная прежнюю чистую и беспорочную жизнь епископа взмолился: «Пусть твой грех будет на нас, только останься нам епископом». После долгой молитвы епископ сказал христианам, что он готов остаться епископом для них при одном условии. Епископ лег у выхода на пол и повелел, чтобы все, кто будет выходить из церкви, должны попрать его ногами. Как только последний человек вышел из церкви, наступив на епископа, то с Небес раздался голос: «Ради многого его смирения, прощается его грех». Этот небесный глас слышали все люди и прославили Бога.

В той же день слово Захарии пророка к немилостивым правителям

Так говорит Вседержитель властителем: «Суд праведный творити, милости и щедроты создавайте для ближних». Вдов, сирот, убогих не подвергайте насилию. Не имейте зла на своего брата и вражды в сердце своем. Властители не думают о Творце всяческих. Уши ваши не слышат, а сердца ваши не принимают Божественный Закон. Современные правители грабят вдов, слабых и безответных людей и подвергают насилию несчастных. Данную вам во владение землю вы привели в запустение, пролили множество безвинной крови и уничтожили Божественную Правду. Но когда возопиют угнетенные к Господу и Он услышит их. И тогда пошлет на вас меч ярости и унесет все ваше неправедное благополучие в вихре и ярость Господня прольется на вас, если не покаетесь и не очистите себя милостыней. Богу нашему Слава ныне и присно и во веки веком.

День шестой

В этот же день празднуем преподобному отцу нашему Давыду, бывшему прежде разбойником. Св. Давыд был предводителем тридцати разбойников, которые в пустыни убили многих путников и сотворили много зла людям. Однажды сидя в пещере, Давыд стал осмысливать свое злое житие, и убоялся Бога. Он оставил все, что нажил нечестивым делом и пошел в ближайший монастырь, где сказал, что хочет стать монахом. Пришедший игумен сказал Давыду о тех бесчисленных трудах и великом воздержании, которые испытывает братия в монастыре и что из-за старости Давыд не сможет их перенести. Игумен хотел отказать Давыду в принятии монашеского ангельского образа. Тогда Давыд поведал игумену, что он старейшина разбойников, и что пришел в монастырь, чтобы покаяться в своих грехах. Но если его не постригут в монахи, то он приведет свою разбойническую дружину убьет всех монахов и разорит монастырь. Услышав такие его речи, игумен принял Давыда в монастырь и дал ему ангельский образ. Став монахом Давыд принял на себя особое воздержание и удерживал себя от всякого зла смирением. Он считал себя последним из семидесяти иноков в монастыре и всячески им прислуживал.

Однажды Давыд сидел в своей келии и пред ним предстал Архангел Гавриил, который сказал ему: «Давыд, Давыд простил тебя Господь и будешь от ныне творить чудеса». На что Давыд ответил: «Не могу этому поверить, что простились бесчисленные грехи мои за столь короткое время, потому что тяжки суть и более песка морского». Ангел же ответил ему: «Если не веруешь словам моим да будешь отныне нем». Давыд поклонился Гавриилу и сказал: «Когда был разбойник и творил неподобные дела, пролил много крови, то тогда не связал мне язык, ни убил меня, а сейчас когда хочу работать Господу и возносить Ему хвалу, то связываешь мой язык». Сказал ему Ангел, когда будешь Бога славить и молиться Ему, то сможешь говорить, кроме же богослужения будешь молчать.

Давыд сотворил многия чудеса с Божьей помощью: слепых просвещал, хромых исцелял, изгонял бесов. Но петь он мог только в церкви и вне ее не мог произнести ни слова. Богу нашему Слава.

В тот же день Слово о христианском подвиге

Поведал нам монах Афанасий. Однажды он задумался над тем, что будет в будующей жизни с теми, кто подвизается на земле христианским подвигом. И тогда пришел к нему некий ангел и позвал Афанасия следовать за ним. Ангел привел его в место, наполненное светом и поставил Афанасия при дверях. Инок Афанасий увидел множество святых, славящих Бога. Видение святых невозможно описать человеческими словами. Один из святых увидев ангела и Афанасия спросил, что они хотят. Ангел, приведший Афанасия ответил, что они хотят войти внутрь. Тогда святой сказал, что войти в светлое место могут только те, кто не пребывает в лености, но если вы хотите войти, идите обратно и подвизайтесь, и не думайте о суетном мире.

День седьмой

В той же день поучение на предпразднество Рождества Пресвятыя Богородицы.

            В этот день есть нашему спасению начало. Мы преступившие заповеди Господни и впадшие в глубину всяческих зол, порабощенные страстям, спасаемся от полного порабощения Диавола, желанием Господа прийти для нашего избавления, и вечным Своим бытием обновить нас. Господь послал Ангела своего благовестить праведным Иоакиму и Анне, Рождество Пресвятой Богородице, по плоти Матери Бога нашего Исуса Христа. Поэтому мы братия, радостно достигшее этого дня потщимся к добрым делам и просветим светильники своя. Милостынею, и верой и любовью этим душа и тело просвещаются. Как говорит апостол: «Вера без дел мертва», поэтому необходимо к вере стяжать милость и любовь. Любовь на небо возносит и Небесному Царствию отверзает двери. Господь хочет милости, а не жертвы.

            Иоаким происходил из царского рода. Он был боголюбезен, приносил бесконечные дары Богу, был богат и знатен. Но Иоаким не имел детей о чем сердечно скорбел. В древности человек не имеющий детей считался грешным и был всячески поношаем от окружающих.

Супруга Иоакима Анна молилась Богу в виноградном саду о ниспослании ребенка. Господь не презрел моления Анны и дал ей Святой Плод – Пресвятую Владычицу нашу Богородицу.

Анна тоже была родом из царского рода, от Давыда и Соломона. Матфан от жены Марии, происходящую от Иудина племени, родил Иакова и Иосифа преводеля и три дщери: Марию, Софию и Анну. Мария же родила Саломию, бабушку Господа. София родила Елисавефь, мать Иоанна Предотечи. Анна родила Богородицу. Богородица была внучкой Матфану и Марии жене его.

День восьмой

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Приспело время нашему спасению, воссияло нам во тьме греховной седящим мысленное солнце – Христос. Сегодня братия всему миру радость. Сегодня рождается Богородица, узы адовы ослабляются, преступление Евы прощается и весь мир обновляется. Сегодня ветхая лесть разорилась, новым людям, новое воссияло Благовещение. Женским преступлением изгнаны были из райской породы, женским рождеством возвращаемся в Рай. Евва послушалась совета змея, а Мария родила Христа – убийцу змея.

Господь не мог видеть нас, живущих в беззаконных делах и порабощенных врагу, Он преклонил Небеса благоволением родителя и осенением Пресвятого Духа. Дева родила Христа-Премудрость, Сына Божия, единосущного Отцу, Богочеловека, взявшего наши немощи на Себя. Невозможно было спасение, если бы от Самого Творца не произошло бы обновление.

День девятый

Собор святых и праведных Иоакима и Анны

В людях иудейских был человек нарицаемый Иоакимом. Он был праведен и богат. Свое богатство он разделил на две части: одну он отдавал нищим, а другую посвящал Богу. У Иоакима не было детей, в результате чего он был презираем от своих единоверцев иудеев, которые даже не хотели принимать его дары в Храм.

Иоаким ушел в пустыню и сорок дней постился и молился Богу, прося Творца дать ему ребенка. Так же и жена его Анна молилась в доме своем. И услышал их Господь и послал ангела своего возвестить им рождество Божьей Матери на спасение всему роду человеческому.

День четырнадцатый

Поучение на Воздвижение Честнаго Креста

Сегодня братья Крест Пресвятой воздвигается, отпуская наши прегрешения и обновляя своим воздвижением время. Опустошенные грехом наши сердца обновляются. Святым Крестом мы искупляемся от природного проклятия и от давления естества, несущих горе пороки. На Кресте распялся Господь Бог наш, умертвил все прегрешения наши и разодрал рукописание нашего греха. Крест – оружие на супротивного врага им смерть умерщвляется и ад разрушается, первочеловек Адам, вкусивший смерть, обновляется, а Ева освобождается от проклятия. Древом искушения прародители изгнаны из Рая, Древом Крестным вселились в Рай.

Увидевши Христа смерть вострепетала страхом и отпустила все, что пожрала ранее от первого Адама. Крест есть целитель страстям нашим, он хранитель всем верным христианам. Крестом мы знаменуем все тело наши и пищу нашу да не приступит к нам зло. Целуя Крест и кланяясь ему, отверзем от себя всякую злобу, ярость, гнев, клевету, лихоимство, пьянство, студодеяние. Возлюбим мир, кротость, трезвение, нищелюбие, странноприятие, пощение и чистоту ибо это есть ангельское житие. Этими делами спасаются все правоверные, да будем сынами Вышнего Бога и причастниками Царства Его, славящее Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веком.

День шестнадцатый

Слово Иоанна Златоустого как подобает читать святые книги, с прилежанием и честью им внимать.

Прежде чем читать Слова Божии, надо помолиться, да отверзет тебе сердечные очи. Когда читаешь, читай прилежно всем своим сердцем, а не только перелистывай книгу. Если что-либо не понял, то не ленись прочитать столько раз, пока не поймешь силу Божественных Слов. Перед чтением молимся Богу: «Господи Исусе Христе, отверзи ми очи сердечнеи услышати Слово Твое и разумети и творити волю твою, яко пришлец есмь аз на земли не скрыи от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от Закона Твоего, скажи ми безвестная и тайная премудрости твоея, на Тя уповаю Боже мои, да Ты ми просветиши ум и смысл, светом разума Твоего».

Тем же братия, да не в грех себе святых жития и словеса почитаем, но во обновление и просвещение и в святыню во спасение души ив наследие жизни вечной. Ты Господи просвещение лежащим во тьме и от Тебя всяко даяние благо и всяк дар совершен.

20 сентября (3 октября)

Убиение от царя Батыя святого мученика великого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора

Блаженный и великий князь Михаил с юных лет возлюбил Бога и Пречистую Его Матерь. К нязь отверг всю пустоту мира, суетную славу и богатство. В лето 6746 (1238) произошло нашествие безбожного царя Батыя на Русскую Землю за умножение грехов русских людей. Русь была обращена в рабство гневом Божиим. Все князья спрятались и испугались. Царь Батый призвав многих русских князей к себе и заставлял их покланяться идолам, кустам, солнцу и огню. И многие из князей прошли сквозь языческие обряды и поклонились идолам, ради славы этого мира, чем погубили свои души.

Благоверный князь Михаил правил в Чернигове, он увидел как многие русские христиане прельщаются славой суетного мира и кланяются бездушным идолам ради получения власти от безбожного завоевателя царя Батыя. Князь Михаил решил обличить прелесть царя Батыя. Он поведал своему духовному отцу, что хочет пострадать за Христа, на что получил благословение от духовника. Когда князь со своим другом и боярином Феодором прибыли к Батыю, то безбожник хотел заставить их поклониться солнцу и огню. В ответ князь и боярин подвергли всякому поруганию языческих идолов. На вопрос Батыя, почему князь не воздает должного почтения идолам, Михаил ответил, что нельзя поклоняться твари вместо Творца, и что христиане поклоняются Святой Троице – Отцу и Сыну и Святому Духу, и что Один Бог есть Творец небу и земли.

Многие «лжехристиане» пытались убедить Михаила исполнить царскую просьбу – поклониться идолам, но святой князь остался непреклонен в христианской вере. После многих лестных предложений и угроз со стороны Батыя, Михаил был растянут за руки и ноги и подвергнут немилосердному биению по всему телу. Святая кровь князя обагрила землю. Один из царских слуг именем Доман, бывший христианин, отрезал честную главу святому исповеднику великому князю Михаилу. Последние слова святого мученика были: «Я христианин».

После смерти князя, боярину Феодору было предложено поклониться идолам, за что обещано сохранить жизнь и получить власть в Чернигове вместо умученного Михаила. Феодор ответил: «Не хочу владений господина моего, великого князя Михаила, ни славы, которую царь Батый мне обещает и богам вашим не поклонюсь, но в Христа, Единого Творца небу и земли верую и за Него хочу пострадать как и князь мой». Убийцы поняли, что Феодор останется непреклонен, мучили его и отсекли честную главу. Таким образом пострадали святые мученики, предавшие свои души в руки Господа. Святые их тела были брошены на съедение псам, но многие дни лежали нетленными благодатью Христовой. Огненный, сияющий пресветлыми зорями, столп явился над телами мучеников. Вскоре после того верные христиане погребли честные тела князя и боярина, благодаря Бога, прославивших своих святых.


28 сентября (11 октября )

Слово о теле человеческом, о душе и о воскресении мертвых

Некий человек доброго рода посадил виноград и оградил созданный виноградник забором. Человек, уходя в дом Отца своего, преставил для охраны у ворот виноградника слепца с хромцом. Если враг захочет украсть виноград, то слепец учует, а хромец увидит разбойников. Если захотят уйти сторожи от винограда, то хромец не имея здоровой ноги останется, а слепец не уйдет потому, что не видя ничего убьется. Долго сидели у врат виноградника слепец с хромцом. И однажды слепец спросил хромца, что за благоухание источает виноградник? Хромец ответил, что внутри сада присутствуют многие неизреченные Божественные Блага. "Но так как я хромой, а ты слепой то не можем мы войти внутрь и насытиться". Тогда сказал слепец: " Хотя я и слеп, но имею ноги и могу нести тебя туда куда скажешь. Я возьму корзину, посажу тебя туда и на своих плечах понесу тебя к Благам Господина нашего".

"Когда же придет Господин наш, и увидит, что кто-то был в винограднике, то мы скажем, что один слеп, а второй не может ходить и так укроем от Господина наши деяния". И сел хромец на слепца, вошли в сад и обокрали Господина своего. Через некоторое время пришел Господин и увидел, что виноградник обворован. Приказал Он привести слепца и сказал ему: «Не тебя ли Я поставил добрым стражем для охраны винограда, а ты обокрал его». Отвечал слепец: «Знай Господин, что я слеп и даже если бы хотел не смог дойти до плодов винограда, но украл хромец, а не я». Тогда повелел Господин привести хромца. И стали слепец и хромец свариться между собой. Хромец обвинял слепца: «Если бы ты не донес меня до винограда, то сам не смог бы я дойти не имея здоровых ног?». Слепец ответил: «Если бы не ты указал мне путь, то как я мог бы дойти?». Услышав их нечестивые оправдания, Господин приказал сесть слепцу на хромца и повелел их бить немилостиво.

Толкование. Разумейти же силу притчи! Человек доброго рода есть Христос Сын Божий. А виноград земля и мир, забор есть Закон и Заповеди. Слуги вместе с Господином – Ангелы. Хромец есть тело человечье, а слепец душа человека. Слепец и хромец сидящие у ворот обозначают человека, которому предана была от Бога вся власть над земным царством. Из-за того, что человек преступил заповеди Божии, то осужден был на смерть.

Когда душа человеческая предстает перед Богом, то всегда оправдывается, что грешила не она, а тело. Поэтому нет окончательного мучения душам до Второго Пришествия. Когда же придет Господь обновить землю и воскресить умершие, то все сущие во гробах услышат глас Сына Божия и оживут. Тогда души войдут в свои тела и примут воздаяние за свои дела. Отправятся грешные во тьму кромешную, где будет плачь и скрежет зубов, а праведники в жизнь вечную. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком.

5 октября (18 октября)

Видение Козмы игумена

В тринадцатый год царствования греческого царя Романа (Роман Первый Лакапин, правивший с 919 по 944 гг.) в Царьграде (Константинополе) жил некий царский сановник именем Козьма, принявший иноческое житие. Случилось ему впасть в лютую болезнь. Он был без движения и сознания в течении пяти месяцев. Однажды в три часа дня он пришел в себя и молча сидел и исступлении на своем одре до девятого часа. Когда вокруг него собралась вся иноческая братия, инок Козьма начал свою повесть. Когда он сидел на одре, подкрепляемый двумя иноками, случилось ему видеть с левой стороны множество людей с лицами черней смолы. Лица их были развращенны, одни выглядели как убийцы, другие взирали как звери, такие люди стояли около моего одра и хотели взять меня от вас. Они свирепо влекли меня от мира сего. Они привели меня к некому бескрайнему берегу моря, глубина которого достигала Тартара. От левой стороне моря к правой ведет маленькая тропа, шириной с человеческую стопу. Под этой тропой бездонная пропасть и под ней течет огненная река, гремя и шумя течением. Со многим трепетом и страхом Козьма одолел этот тесный путь.

В начале пути, с левой стороны, тропа была узкой, но в правом направлении она поднималась на высокий берег, где завершением дороги были открытые великие ворота. При вратах сидел огромный, суровый муж, со страшным лицом и порочным взором. Из уст его исходил пламень и из ноздрей веял смрадный дым. Изо рта его торчал длинной с локоть язык. Его правая рука была сухой, она обнажена и простерта. С помощью этой руки страшный человек бросал грешников в пропасть, и не было сил слышать крики ужаса.

Когда Козьма приблизился к удивительному мужу, то муж воскликнул, сопровождавшим Козьму черным людям: «Это мой возлюбленный» и простер к нему руки. Козьма вострепетал и испугался, но неожиданно появились два священных мужа святые апостолы Андрей и Иоанн, которых Козьма видел на иконах. Увидев святых, зломысленный муж свернулся и исчез. Святые старцы провели Козьму через малые внешние ворота и через внутренние врата. И пришли они в доброе и прекрасное место, красоту которого невозможно описать человеческим словом. Посредине того места сидел некоторый старец, его окружало множество детей. Козьма перестал бояться и спросил сопровождающих, кто этот старец? Святые мужи ответили, что старец Авраам, а место есть лоно Авраамово. Поклонились Аврааму святые мужи вместе с Козьмой и проследовали далее. В конце этого места был расположен великий Елеон, в нем же более чем звезд небесных расположено деревьев. На каждом древе расположена сень, под сенью же стояли одры. На каждом одре человек. Козьма узнал многих из этих людей, воспитывавшихся в домах царских и от простых граждан, многих от крестьян, а также прежде умерших от иноческой братии.

Козьма спросил старцев, что есть этот дивный Елеон? Апостолы объяснили, что красный Елеон и все в нем есть обители Христа, даруемые по достоянию праведникам в меру их добродетелей. Козьма с апостолами прошли Елеон и подошли к Граду окруженному стеной, красоту которого невозможно выразить. На стенах города было двадцать колец, украшенными многоцветными камнями. В стенах они увидели золотые и серебряные ворота, в зависимости от своего значения. Внутри Града были золотые дома и весь Град был исполнен неизглаголанного света, наполненного благоуханием и благодатью. Они обошли весь Град, но не увидели ни человека, ни скота ни птицы. На краю Града были расположены дивные царские палаты, внутри которых чертог. Во всю длину чертога от края и до края простерт стол из мрамора. Вокруг стола возлежало множество мужей. Весь дом исполнен всяческим неизреченным светом, благоуханием и благодатью. В конце чертога стояла малая чаша, сияющая более солнца. Два световидных мужа, с лицами блистающими ярче молнии кадили эту чашу. Они же разрешили отвести Козьму в определенное место за столом. А сами старцы, заняли подобающие им место. Среди мужей, возлежащих в чертоге, Козьма узнал многих своих знакомых, прежде умерших.

После много времени ангелы, кадившие чашу, сказали старцем, чтобы те возвратили Козьму в мир живых людей, так как многие печалились о нем, что он ушел к Богу. Тогда старцы извели Козьму из чертога и из града и провели его через места, уготованные для грешных. Видел Козьма мрачные озера огненные, исполненные мук, из которых поднимались смрадные мглы и копошились черви. Прошли они и мимо реки, исполненной всякого мучения, наполненной бесчисленным множеством людей, откуда слышан был плачь и горькое рыдание. Старцы вместе с Козьмой вновь встретили Авраама, которому поклонились. Авраам же подал им золотую чашу, полную вина. Когда же проходили место, где был злосмрадный муж, то он увидев Козьму, люто заскрежетал зубами.

После возвращения Козьма тридцать лет жил богоугодно и управлял монастырем, и отошел во Славе Божьей.

9 октября (22 октября)

Преподобный Авраам и Лот племянник его

В земле халдейской, в городе Ур (ныне территория государства Ирак), жил муж именем Фара. Он имел трех сыновей: Аврама, Нахора и Арана. У Арана родился сын Лот, вскоре после рождения которого Аран умер. Аврам взял в жены себе Сару. Основным занятием Фары было изготовление идолов, а Аврам продавал их на рынке. Продавая идолов, Аврам долгое время размышлял о Истинном Боге и Божественная Благодать открылась ему. Истинный Бог тот кто создал небо и землю, море и все, что в них. И был глас с небес Аврааму: «Уйди из земли своей, из дому отца твоего и иди в землю, которую тебе покажу». Взял Аврам жену свою Сару, племянника своего Лота и все имение свое, вышел из Харрана и поселился в земле Хананейской. Вскоре Лот покинул Аврама и поселился в Содоме.

Аврам и Сара состарились, но детей у них не было о чем Аврам сильно тужил. И явился ему Господь в Трех Лицах под дубом мамврийским, сказав: «Дам тебе и племени твоему эту землю, и умножу племя твое как звезды небесные и песок морской». И благовестил Господь Саре о зачатии сына. Зная, что Господь хочет уничтожить Содом за великие прегрешения, он молился Богу, о тех праведниках, которые в малом числе остались в Содоме.

По молитве Аврамовой ангел поведал Лоту, чтобы он и его семья вышли из Содома, перед его уничтожением. Ангел запретил семье Лота смотреть на уничтожение беззаконного города. Но жена Лота не послушалась, повернулась вспять, увидела огонь небесный и камни горящие, сходящие на Содом, и превратилась за свое непослушание в соляной столб. После исхода из Содома Лот поселился в Сигоре.

У Аврама родился сын Исаак и положил Господь Завет Адаму об обрезании, как покорности Богу. И испытал Господь Аврама, требуя принести его единственного сына Исаака в жертву. Аврам после долгих мучений согласился. Господь не дал свершиться жертве и за то, что Аврам не пощадил сына своего ради Господа, Он обещал, что от семени Аврама произойдет великий народ. Прожил Аврам 175 лет и преставился Богу октября в девятый день.

9 октября (22 октября)

Поучение о четырех добродетелях

Четыре суть добродетели прилежат к человеческому спасению. Первая - Пост, вторая - Молитва, третья – постоянный труд, четвертая – телесная чистота. Этим четырем добродетелям противится Диавол. Райской пищей Адам в Раю согрешил, совершив грех Адам не покаялся и не молился Богу, за что и был посрамлен. За то что Адам праздности ради не поклонился Богу и не просил о прощении, был изгнан Адам из Рая. Той же праздностью Дьявол хотел ввергнуть Адама в отчаяние о потерянном Рае. Но человеколюбец Бог зная о злодействе Диавола, дал Адаму дело – «возделывай землю, от нее же ты появился». Посрамленный Диавол решил покуситься на чистоту телесную – дочери Каина украсились блуда ради и совратили сыновей Сифа и осквернили телесную чистоту. Потому и говорит Писание: «Вошли сыновья Божии к дочерям человеческим». Когда человек хранит тело свое чистым, он есть сын Божий, не оскверняя себя как Божие творение. Когда человек постоянно занят каким-либо полезным трудом, то не прельстит его Дьявол.

Кто сохранит четыре добродетели: Пост, Молитву, Труд, Чистоту телесную, явлен будет как Сын Света и наследник Царствия Небесного о Христе Исусе Господе нашем. Ему же Слава и ныне и присно и во веки веком.

10 октября (23 октября)

Поучение о святом мученике Феотекне, замученном в Антиохии

Нечестивый царь Максимиан, пришедший в Антиохию повелел всем воинам принести жертву кумирам, а потом и всем людям без исключения. Многие из воинов были христиане, христианином был и знаменитый в Антиохии воин Феотекн, все они отказались поклониться идолам.

Император Максимиан обратился к Феотекну и спросил его: «Веруешь ли ты, Феотекне, нашим богам – Дию и Аполлону? Я хотел сделать тебя главным жрецом». Феотекн ответил, что верует в Христа, и Ему в жертву желает себя принести. Тогда Максимиан приказал снять с него воинскую одежду и облечь его в одежду женскую и заставил его прясть вместе с женщинами. После трех недель он призвал Феотекна и спросил его не хочет ли он принести жертву идолам? Но Максимиан не получил ответа. Тогда Феотекна привязали к дереву и под ноги положили раскаленное железо. Феотекну перерезали жилы и посадили его в котел с серой и смолой. Но огонь под котлом был погашен Христовой Силой.

Феотекн был ввержен в темницу вместе с христианкой Александрой, тоже отказавшейся поклониться идолам. После трех дней Феотекн и Александра предстали перед царем и вновь исповедовали Христа. Максимиан повелел осквернить девицу. Тогда Феотекн отдал Александре свои одежды и сказал: «беги, беги да не осквернят чистоты твоей нечестивые». Узнав об этом, сотник Зегнат, повелел отрезать язык Феотекну и привязав жернов на его шею ввергнуть его в реку. И так скончался христианский мученик.

11октября (24 октября)

Слово святого Афанасия об иконе Господа нашего Исуса Христа

Афанасий Великий, архиепископ александрийский, поведал нам преславное чудо, происшедшее в городе Вирите от иконы Христа Бога нашего. Некто от христиан жил рядом с собором иудеским (синагогой). В его доме находился образ Господа нашего Исуса Христа. По прошествии времени христианин купил себе новый дом, забрал из старого все имущество свое, оставил только честной образ. Промышлением Божиим вселился в тот дом иудей и жил в ней не ведая, что в доме находится икона. Однажды иудей позвал своего друга на обед. Обедая званный иудей поднял очи свои и увидел икону Господню и в возмущении сказал позвавшему его иудею: «Как ты можешь, будучи иудеем держать в доме христианскую икону». Иудей начал клясться, что не знал и не ведал об иконе. Позванный иудей пошел к собранию иудейскому и всем рассказал, что в доме его друга находится образ Христа. Все иудеи исполнились гнева на хозяина дома. Утром они пришли домой к иудею и обрели там икону. Они вынесли ее из дома и поставили в своей синагоге. Решили иудеи, что как отцы их поругались Христу, так они поругаются иконе. Они начали плевать на икону и бить по образу, по Лицу Исуса Христа." Как отцы наши пригвоздили на древе Христа, так и мы поступим с иконой". Иудеи взяли гвозди и вбили в руки и ноги Исуса, и положив на трость губку с уксусом поднесли к устам Господним. Затем принесли копье и заставили некоего иудея ударить в ребра Господни. Но как только ударили копьем в икону, то потекла кровь и вода и был страх велик у иудеев, увидевших преславное чудо. Наполнили иудеи сосуд кровью и водой и привели слепых, хромых и бесноватых и помазали этой кровью. "Если будет знамение, то уверуем в распятого Христа".

Привели человека, хромого с рождения и как только помазали его ноги, человек стал здрав. Приведенные слепые прозрели и беснующиеся очистились. Стало известно о чуде всему городу и к крове Господней притекли все недужные, расслабленные, прокаженные, сухие и ползающие и все исцелились. После этого чуда уверовал во Христа весь народ иудейский и падшее перед образом иконы Господни, вопили со слезами: «Слава Тебе Христе Сыне Божий…Слава Тебе Христе, которого наши отцы распяли, но мы в Тебя веруем. Прими нас припадающих Тебе Владыка».

Все иудеи города с женами и детьми пришли к епископу, показали ему икону со следами поругания, показали ему истекшую кровь и воду и просили дать им Святое Крещение. Епископ после многих дней испытания и обучения Христианскому Закону крестил множество иудеев.

11 октября (24 октября)

Слово Антиоха о лихоимании

Сказал Господь: «Никто не может двум господам работать или одному небрежет, а другого держится. Не может Богу работать и мамоне, богатству». Христианину необходимо быть свободным от греха и поработиться правде. Слава и богатство быстро преходят вместе с короткой человеческой жизнью. И потому не прилагайте к богатству свои сердца. Беда грешнику, идущему двумя путями. По закону если будет одна часть прокажена, а другая часть чиста, то все целое нечисто. Также и лихоимец, человек выдающий себя за защитника церкви, а на деле являющийся взяточником, склонным к легкой наживе, никогда не сможет насытиться легким богатством. Хотя и имеет все, но все равно большего желает, впивается как злосмрадный клоп в тело церкви. И не понимает лихоимец, преданный своему суетному похотению, что пришелец он есть в этом житии. Лучше бы церковный лихоимец, совершал другие смертные грехи, чем разорять церковь.

Лихоимцы никогда не бывают сыты, ад и погибель всегда ненасытны. По слову апостола – богатство ваше изгниет и достаток ваш моль изгложет. Давыд так говорит о лихоимце: «всуе мятется, собирает и невесть кому собирает это». Лихоимцы не защитники церкви, а дьявольские ученицы, впадшие в тление и погибель. Лихоимство есть второе идолослужение.

Если ум взыдет от телесных печалей, тогда увидит все пронырства Диавола. Не поможет безумным лихоимцам богатство, правда же спасает от смерти. Лучше человеку доброе имя чем многое богатство. Надеющийся только на богатство, власть, славу, внезапно падает, заступающийся за обидимых воссияет. Собирающий многая, а не в Бога богатея, погибнет.

Богу нашему слава, всегда ныне и присно и во веки веком.

18 октября (31 октября )

Святого апостола и евангелиста Луки

Лука великий евангелист жил в Антиохии, столицы великой Сирии, по профессии врач. Приобщился апостолу Павлу и уверовал в Христа, отринул языческую прелесть и вместо телесного врачевания занялся душевным спасением. Лука написал святое Евангелие князю Феофилу, веровавшему во Христа. Затем Лука изложил деяния святых апостолов. Лука просветил всю Грецию Христовым учением. Почил в Боге Лука в возрасте восьмидесяти лет. Похоронен он был в городе Фивы. Царь Константий, сын великого Константина перенес его святое тело в Константинополь и положил в церкви Святых Великих Апостолов вместе с апостолами Андреем и Тимофеем.

Считается, что апостол Лука изобразил образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы с Господом нашим Исусом Христом.

1 ноября (14 ноября)

Слово о жене пустыннице

Некий монах шел далеко в пустыни, и увидел жену, сидящую на камне, жена была чудного образа, похожая на зверя. Монах испугался и начал заклинать: «Если ты человек, то спустись ко мне и мы поговорим». Жена же ответила: «Что ты хочешь человече, я есть жена и нет на мне одежды». Тогда старец отдал ей свою ризу, куколь и пояс. Она приняла одежду, препоясалась и подошла к старцу. Старец спросил ее: «Господа ради, скажи мне кто ты?». Жена ответила, что она дочь военноначальника. Ее родители хотели отдать ее замуж. Но она помыслила, что мир сей суетен и бежал в пустыню и пришла к этому камню. Лет ей 60 и до сегодняшнего дня не видела человека, кроме инока. Питалась дева корчагою воды и моченными бобами, которые ей посылал Господь.

Старец разделил с ней трапезу и похвалив Бога хотел пойти в свою хижину. Жена отдала старцу его одежду. Инок пообещал принести ей новую монашескую одежду. Когда он пришел на место, то как не звал, там никого не было. Нашел старец жену в пещере мертвой, он облек ее в ризу, одел куколь и плесницы и положил ее в пещере.

Инок был слеп на один глаз от юности своей, но когда он посмотрел на ее святые мощи, то прозрел. Старец восславил Бога давшего жене такую благодать и терпение и сотворил молитву, привалил камень к устью пещеры и отошел к себе.

8 ноября (21 ноября)

Собор святого Михаила Архангела и прочих сил бесплотных.

Когда супротивник Бога сказал, что «поставлю престол на облаках и буду подобен Богу Вышнему». За свою гордыню Денница потерял свою архангельскую власть» и как молния спадоша с небес. С ним пал и десятый ангельский чин, который в «бесы преложися». Прежде падший чин был светлым, а после отступления от Бога превратился во тьму». Всесильный Михаил (имя архангела переводится с еврейского языка – «Кто как Бог»), как старейшина всех ангельских чинов, увидев отступление Денницы, сказал всем архангельским и ангельским чинам – «останемся верными создавшему нас и не станем противниками Бога Вышнего».

Ангелы заступники нашего спасения и многим людям являлись в видениях. Они защитники и хранители нашей жизни. Ходатаи и помощники перед Богом. Михаил есть начальник небесных воинств, избавляет нас от всех бед и скорбей, недуг и злых грехов. Архангел Михаил первый среди ангелов и поставлен вместо падшего Денницы.

Когда Адам прельщен было от Сатаны и изгнан из Рая и осужден на смерть и от Адама стал множиться человеческий род, каждому человеку был приставлен ангел-хранитель.

Каждой стране или народу, даже нечестивым, даны ангелы. Пророк Моисей говорил: «Постави (Господь) пределы языком, по числу ангел Божиих». Ангелом был взят праотец Енох и принесен на место Рая, чтобы не видел он общей со всеми людьми смерти до Второго Пришествия Господа на землю. Ангел возвестил Ною о потопе и научил создать ковчег на спасение ему и сынам его, чтобы остался на земле корень от первосозданного Адама.

Моисея поставил ангел князем племени израильскому. Исус Навин когда осадил Иерехон, где были семь царей хананейских. Когда вошел Исус с войском в Иерехон то увидел вооруженного архангела Михаила, который сказал Исусу: «Я Божий воевода небесных сил, ныне пришел в помощь тебе». Ангел во рве избавил пророка Даниила от уст львовых. Ангел изринул Новохудоносора за гордость его от царского сана. И из человека превратил Новохудоносора в странного скота.

Когда Христос восстал из гроба, ангел был первым благовестником, сказавшем женам: «Христос Воскресе». Ангел Петра извел из темницы и Павловы узы разрешил. Ангел был пособник в брани царю Константину, на злочестивого мучителя христиан Максентия. Ангелы Господни укрепляли мучеников против нечестивых царей и помогали преподобным отцам против козней диавольских стоять. Ангелы хранители и служители угодником Божиим и преподобным отцам. Ангелы видят Лицо Отца нашего, иже есть на небесех.

9 ноября (22 ноября)

Как полезно есть над умершим память творить

Некий житель Кипра пришел в Персию и там был заключен в темницу. Его попутчики избежали плена и вернулись на Кипр. Родителям пленника они сказали, что он умер и, что своими руками они погребли его. Родители творили память о своем сыне как об умершим.

По прошествии четырех лет, пленный тот человек бежал от персов и вернулся на Кипр. Сказали родители его, что слышали мы о твоей смерти и память творили о тебе в течении трех лет. Тогда сын спросил их, в какое время они творили память? Родители отвечали, что молились за него в Рождество Христово, Пасху и на Святую Троицу. Он же ответил им, что в эти дни три года приходил к нему некто в белых ризах, сияющих как солнце, и освобождал меня от вериг и темницы и был я свободен целый день и никто из сторожей не видел меня. А утром я опять оказывался в веригах.

Творятся по умершим третины, девятины и четыредесятины и пениях и молитвах. Третины же творятся так как человек в третий день по смерти изменяется. Девятины же творим, так как растекается все здание (тело) человека, остается только сердце. Четыредесятины творим, потому что и сердце умирает.

В зачатии у младенца в третий день живописуется сердце, в девятый составляется плоть, а в четыредесятый день человек приобретает совершенный вид.

13 ноября (26 ноября)

Слово Иоанна Златоустого о бесконечной муке, о Царствии Небесном и о том как в уме своем иметь всегда день исхода.

Войдем возлюбленные в свою совесть и помыслим свои прегрешения и возложим суд на свои дела. Да некогда со всей вселенной будем судимы. Страшным будет Суд тот и грозное место и страха полно, где река огненная течет, где скрежет зубовный и кромешная тьма, червь ядовитый, тугая скорбь.

Потщимся братия и помолимся прилежно да простит нас Бог. Исправим свое спящее бытие. Господа не терпят рабов ленивых, то как Бог? Потому поскорбим мало в житии сем, чтобы веки веселиться. Наш земной плач есть добродетель. Мало веселье в этом мире и велика скорбь в вечной жизни. Поскорбим возлюбленные пока есть время и подвигнемся ныне. Богу нашему слава и ныне и присно и во веки веком.

Ноября двадцать третий день

Память святого Александра Невского, нового чудотворца

Это был благоверный и христолюбивый князь Александр, сын Ярослава, внук великому князю Всеволоду, сына Владимира, просветившего Русскую Землю Святым Крещением. Из млада возлюбил благочестивый князь Александр Христа и Пречистую Богородицу и всех святых. Будучи князем в Нове Граде он миловал нищих, оберегая их от всякой неправды, был сиротам и вдовицам заступник и беспомощным помощник.

Однажды пришли от западных стран некие люди, которые назывались слугами Божиими и увидев святого, красоту лица его, поведали королю своему римскому Нестеру Велгеру о красоте его и о возрасте. Услышав же король от них о мужестве святого князя подивился. Потом собрал король многую силу воинскую и наполнил корабли войнами своими и пришел на реку Неву и встал на устье той реки, захотел пленить племена ижоры, ладоги и Новый Град и всю землю славянскую. Король Нестер послал посла своего к Александру с воззванием, если хочешь противится мне, то я уже здесь и готов пленить землю твою.

Святой князь Александр вошел во святую соборную церковь Софии и со слезами помолился Богу и Пречистой Богородицы и святым страстотерпцам Борису и Глебу. И по молитве с малой дружиной не сказав своему отцу Ярославу ничего, призвал только Бога в помощь, пришел на реку Неву и июля 16 дня в воскресенье вышел на Нестера короля. Один из воевод Александра, богобоязненный князь ижорский Филипп, разведуя силу неприятеля увидел видение. Он увидел лодку, а на ней святые Борис и Глеб, в одеждах червленых. И сказал Борис Глебу: «Да поможем сроднику нашему великому царю Александру, на безбожные немцы». Филипп рассказал князю о видении и святой Александр прославил Бога и святых мучеников Бориса и Глеба.

В шестой час началась битва и с помощью Христовой, святых Бориса и Глеба было убито множество безбожных римлян. А сам король был уязвлен в лицо от копья князя Александра. И так был избавлен Великий Нов Град от поганых немцев.

По прошествии некоторого времени немцы захватили богохранимый град Псков и убили многих псковских людей и посадили там своих немецких наместников. И опять блаженный князь Александр с братом своим князем Андреем избил поганых немцев и многое множество их привел в оковах в Нов Град. И так великий князь Александр избавил город Псков от плена поганых с помощью Святой Троицы и молитвами Пречистой Богородицы.

Безбожный царь Батый, пленивший многие иные земли, пришел на Русскую Землю и грады многие взял и пожег: Владимир и Ростов грех ради наших. Были убиты князь Всеволод, князья Юрий и Василий. В то время пострадал Христа ради князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором. Многие русские князья ради чести, славы света сего, страха ради оставили веру христианскую и поклонились солнцу и языческим идолам. Царь Батый послал в Суздаль за великим князем Александром. Сказал Батый: «Если хочешь сохранить землю свою, приди и поклонись идолам, как и прочие русские князи, и власть свою примешь и честь великую от меня. Слышал, что ты храбр и велик».

Святой князь услышав это от посланных, опечалился душой и не знал, что делать. Он пришел к епископу Кирилу. Епископ сказал князю: «Языческие еда и питие да не войдут в уста твои. И не оставляй Бога сотворившего тебя и не делай так как делали другие князья, поклонились идолам. Потому что ты добрый воин Христов».

Когда пришел к царю Батыю князь Александр, царь повелел привести святого. Волхвы хотели чтобы князь прошел через огонь и поклонился солнцу и огню. Святой же сказал, что не подобает кланяться никакой твари кроме Бога, но поклоняюсь Святой Троице Отцу и Сыну и Святому Духу. Царь Батый, приказал привести к себе святого без языческого испытания, пораженный его красотой и мужеством. Александр поклонился Батыю и сказал, что кланяюсь царю, а твари не поклонюсь, потому что та ради человека создана была, а не человек ради твари. Поклоняюсь Единому Богу и Ему служу. Батый пораженный его величеством и храбростью, воздал ему великую честь и отпустил его с братом своим Андреем в отечество.

Вернувшись домой Александр занялся восстановлением церквей Божиих, собирал вместе испуганный и разбежавшийся христианский народ. Святой князь Александр был вызван второй раз в Орду, где впал в телесную болезнь, новый ордынский князь Беркаль отпустил святого домой. Князь дошел до Городца и постригся в иноческий чин, затем в схиму и было наречено ему имя Алексей. Лета 6771 (1263 г.), месяца ноября в 14 день предал свою святую душу Господу. И тело его было принесено в град Владимир, в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы и от того времени начались от гроба святого многие исцеления. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком.

Четвертое декабря

Память преподобного отца нашего Иоанна Мниха, презвитера Дамаскиньского

В царство Льва Исавра и при Константине сыне его, жил Иоанн, родом он от града Дамаска. Он происходил из рода славного и богатого, сияющего православной верой. Иоанн вместе со своим другом Кузмой, ставшим затем епископом маиумским, получили прекрасное светское, «эллинское» образование. От христианского учителя Козмы Асигкрита, Иоанн получил очень глубокое представление о Богодухновенном Писании.

Царь Лев Исавр воздвиг гонение на почитателей икон, многие иконы были безжалостно уничтожаемы и сжигаемы. Нечестие иконоборцев дошло до слуха святого Иоанна. Презвитер Дамаскиньский рассылает всем православным почитателям икон свои послания, где укреплял их в истинной вере. Послания Иоанна дошли и до мучителя православных царя Льва, который обратился к сарацинскому (мусульманскому) князю Дамаска, что бы тот наказал Иоанна. Сарацин потребовал прочитать сочинения Иоанна в защиту икон, когда христоненавистник-мусульманин прочел писания Иоанна, то повелел отрубить ему правую руку и повесить ее на древе, посреди городской площади.

Иоанн упросил сарацина вернуть ему отрубленную руку для погребения в земле. Взяв руку, святой Иоанн долго молился перед образом Бого Матери. Он приложил руку к месту отсечения, и она приросла.

Во время сна ему в видении явилась Пречистая Владычица Богородица и сказала: «О Иоанне, знаю, что великим предстательством хочешь последовать учителю своему Христу, то изложи во славу от меня рождешегося без семени, книги о православной христианской вере». После видения Иоанн вместе с духовным братом Козмой приняли иночество. Святой Иоанн со многими словесными силами и письменным показанием изобличил злочестивую иконоборную ересь.

Четвертое декабря

В той же день слово о черноризце, его же изъял блаженный Андрей от Диавола

Святой Андрей Христа ради юродивый пришел в Царь Град на торжище ко Кресту. Там он увидел некоего мниха, о котором говорил, что он великий подвижник, заботится о пользе душевной и имеющий благоприятное житие и в правоверии стоящий, как и подобает инокам. Но все знали, что инок этот был скуп и привержен сребролюбию. Он принимал пожертвования на помощь нищим от желающих спастись души свои. Инок, будучи подверженным страсти сребролюбия, прятал множество злата и сребра и никому не отдавал. И такое он имел житие, не христово, сребролюбием беснуясь.

Блаженный Андрей шествовал мимо жилища этого мниха и узрел страшного трехголового змея обернутого вокруг шеи сребролюбивого инока. Хвост змея спускался до земли. Одна глава змея означала скупость, другая беснование (гнев, неистовство), третья немилосердие. Праведный Андрей пришел к мниху, что обличить змея, но сребролюбец подумал, что Андрей – один из нищих. И сказал ему, что нечем одарить тебя брат. Блаженный немного отошел от него и увидел, что на воздухе вокруг скупца написаны темные грамоты, где сребролюбивый змей, описывал всякие беззакония. Отступив еще немного Андрей увидел двух духовных мужей, имеющих вокруг инока борьбу. Один из мужей был черный и имел темные очи. Другой же был белый, как небесная слеза. Сказал черный муж: «Мои есть его дела, мою волю творит, немилостив и сребролюбец есть и не имеет чести Богу. За свое сребролюбие будет причтен к идолопоклонникам». Другой белый ангел сказал: «Нет все дела его мои потому что постится и молится. Он незлоблив и кроток, смирен и милостив». Таким образом, боролись два духовных мужа, и не было мира между ними. Черный муж сказал, что Господь говорил – сребролюбцы, скупые и немилосердные не войдут в Царство Небесное. Белый ангел возражал, что глаголет Господь – на кого воззрю, не на кротких и на милостивых и трепещущих Моих Словес? Блаженны нищие духом и блаженны кроткие, блаженные чистые сердцем». И продолжали они бороться, и сказал Ангел Господень, не отступлю от инока, пока не найдем истинного судью.

Темный аггел спросил Белообразного ангела, почему Человеколюбец прощает коварные согрешения? Ангел Господень ответил ему, что Сын Человеческий судит не только по праву и по суду, но и по милости, потому что если был бы только Божественный Суд и Божественный Закон, то невозможно было бы спастись никому.

Обратились духовные мужи за ответом каждый на свою сторону. Ангел Божий на Восток, а черный на Запад. И раздался глас с Небес: «Я заповедовал апостолам моим, примите Дух Святой, да им же отпустите грехи их… отпускайте людям согрешения их». Отступил Ангел Божий от чернеца и отдал старейшинство черному аггелу. Увидев это, блаженный Андрей был удивлен, неприязненный демон превзошел Светлого Ангела.

Андрей сел на обычном пути сребролюбивого чернеца и когда увидел его идущего, подошел к нему. Диавол, увидев, что идет к иноку святой Андрей, испугался и стал тайно говорить Андрею: «Чернец тебе не друг, ни родственник, ты его прежде никогда не видел, он не брежет Божественные Поучения. Отойди от него Андрей и не делай мне пакости». Святой молчал и не ответил на дьявольские ухищрения. Андрей только молился и когда чернец оказался рядом взял его за руку. И сказал он мниху: «Брате послушай меня без гнева и милостью твоей прими моя слова. Ты прежде был друг Божий, а теперь отошел от Истины и теперь ты друг и слуга диавольский. Ты имел раньше крылья Серафима, зачем же ты отдал себя Сатане? Он же изрежет и искоренит светлый образ в образ темный. Зачем дружишь с сребролюбцем змеем? К чему тебе злато и сребро, Брате, если по смерти твоей останется богатство врагом твоим?. Сохраняя золото, которое отдавалась тебе за искупление грехов, ты держишь чужие грехи – скупость, жадность, алчность. Поэтому зря ты на златое множество веселишься». Чин иноческий есть нестяжание и суетного жития небрежение. Чин монашеский есть уподобление Богу. Отвергнись мира и того что в мире. Не слышал ли Господа глаголюща: «Не стяжите злата ни сребра, ни меди ни жезла. Не видишь ли Дьявола где он стоит и держит духовный твой восход? Ангел Господень далеко отстоит от тебя. Змей сребролюбия обвился вокруг шеи твоей. Господь отошел от тебя, говоря, что Его Царство есть для милостивых. Ты должен отдать все нищим и вдовицам и сиротам и убогим и странникам, не имеющим где главу свою преклонить».

У чернеца отверзлись очи внутренние и увидел он Дьявола черного как эфиопа и испугался сребролюбец. И спросил инок блаженного Андрея, что ему сделать для спасения души. Сказал святой, если ослушаешься меня, то отдам на волю, хотящего умучить тебя. Чернец убоялся слов святого и обещал сотворить все, что тот ему заповедовал. Тогда увидел святой, что с Востока пришел Дух Сильный, видом как пламенная молния и коснулся змея, сидящего на шее инока. Змей превратился в ворона и улетел. И опять дана была власть над иноком Ангелу Божию. Инок поцеловал святого Андрея и раздал все свое золото нищим. И после того прославился еще более от Бога и людей. И многие приносили ему золото, чтобы раздал он его убогим. От всего приносимого богатства инок оставлял себе два золотника на потребу. Мних всегда помнил повеление святого Андрея, о том, что он не должен брать на себя грехи чужих людей.

С тех пор жил он как и подобает чернецу. Однажды явился ему во сне некий духовный муж и показал ему светлое древо на поле, имеющего сладкие плоды. И сказал муж, что древо то есть душа инока, избавленная от зубов змеиных.

Пятого декабря

О христианах, ходящих в латинские и прочие еретические церкви и в иудейские синагоги

Некий старец в монастыре святого Феодосия, неразборчивый в вере, часто ходил в египетские (коптские), армянские и прочие иноверные церкви и стоял там всю службу. Однажды явился ему Ангел Божий и спросил: «Если умрешь старче, то как тебя погребать по египетски, армянски или как-то по иному еретическому обычаю?». Старец ответил, что не знает. Подумай сказал Ангел, приду к тебе через три недели. Старец решил посоветоваться с одним иноком, рассказав ему о глаголах ангельских. Инок спросил: «Ходишь ли к иноверным еретикам?». Хожу, отвечал старец, потому что люблю пение. Как услышу пение где-либо, туда и иду и слушаю, к армянам, египтянам или прочим еретикам. Воскликнул брат, лютое горе тебе, если и имеешь истинную веру, но чуждым становишься Святой, Апостольской Церкви, потому что ходишь в церкви, которые не признают Вселенские Соборы. Ангелу же ответь, что хочешь, чтобы тебя погребли по иерусалимскому обычаю. Так старец и сказал Ангелу, который ответил, что тем самым ты избавил себя от муки.

Да не послушаем пения латинского, ни армянского ни никонианского, ни от прочих еретиков. Потому что не Церковь Святая у них, а еретическое сонмище, искажающее Христову Веру, чтобы не быть нам осужденным с нечестивыми. Богу нашему слава и ныне и присно и во веки веком.

Одиннадцатое декабря

Память преподобного отца нашего Данила столпника.

Данила жил во времена царя Льва Великого, в Сирийской Месопотамии, в местности Витаре. Рожден от отца Илии и матери Марфы. В пятилетнем возрасте родители отвели его в монастырь к старцу Симеону Столпнику, который благословил Данилу на иноческий подвиг. Данил ушел в Византию и затворился в бывшем идольском храме, где терпел бесконечные муки и искушения от бесов. Затем Данил взошел на столп, где терпеливо переносил вар солнечный, мороз и внутренние нападения и искушения. Много за свою святую жизнь он сотворил чудес. Добродетели его дошли до сведения царя Льва, вскоре пришедшему и поклонившемуся святому Данилу.

Девятнадцатое декабря

Святого мученика Внифантия

Святой Внифантий жил во времена царя Диоклетиана, он был подчиненным одной боярыне, именем Аглаиды, дочере Акакия антипата римского. Вскоре они сочетались с Аглаидой церковным браком. Внифантий был пьяница, но милостив, страннолюбив и миролюбив, как и госпожа его была милостива и человеколюбива. В один от дней госпожа Аглаида пошла на Восток, где много христиан стало мучениками и принесла мощи святых на спасение душевное. Внифантий сказал госпоже - примет ли она его тело? Госпожа отправила мужа с двенадцатью мучениками, которые захотели исповедовать Христа перед безбожным царем в городе Киликии. Внифантий пришел к правителю и исповедовал себя как христианина. После многих мучений, он был обезглавлен, и вместо крови из раны потекло молоко. Его тело было принесено госпоже его. Она приняла святые мощи своего супруга и с честью погребла его, создав церковь во имя его. Святому мученику Внифантию, молятся, чтобы избавиться от пьянственного пристрастия.

По новому стилю день святого Внифантия приходится на первое января, когда бесстыдные язычники, и злосмрадные еретики отмечают свой поганый «новый год». К сожалению и многие наши нарицаемые христиане, «празднуют» этот бесовский праздник. И во время его предаются пьянству, разврату и скоромному осквернению. И все не хотят помнить, что святой Внифантий своим мученическим подвигом не только прославил Христа, но и получил дар исцелять от страшного порока – пьянства.

В последние дни Рождественского поста, христиане должны постится как в Великий пост, с особой строгостью и вниманием, и уж тем более не уподобляться разным увеселением, в неподобных играх сатанинских. Христианам подобает праздновать день Рождества Христова в чистоте и целомудрии духовном, в молитвах, посте и братолюбии. Верующим во Христа не позволено козлогласовать – петь нелепые, противные слуху песни, любодействовать – всячески блудить, осквернять себя всяческой плотской нечистотой, распутной жизнью, непотребством, всяческим студодеянием, сварливым рвением и губительной завистью.

В ожидании Праздника Воплощения Христова христианам следует облачаться в Господа нашего Исуса Христа и не творить плотские угождения в похоти. Бесовский «новый год» есть скверна и богомерзкое приношение, во время которого призывается Сатана и неразумными людьми ему приносится жертва.

Подлинный «Новый Год», новолетие христиане празднуют 1 сентября по юлианскому стилю, в соответствии с установлениями Вселенских Соборов. Перенос «нового лета» на первое января, вначале по юлианскому стилю, а затем и по григорианскому летоисчислению связан с изменениями в летоисчисление внесенными царем-антихристом Петром Первым. Этот лукавый змей, разрушил вселенскую, законную клятву. Кому же посвятил празднование «нового года» льстец Петр? Праздник «нового года» посвящен настоящему идолу – двуликому Янусу. Это языческое божество обозначало хаос, то есть темную неопределенность, дьявольское действие, противостоящее Божественному порядку. Янус символизировал, собой вход в другой, иной мир, мир хаотической неопределенности, в христианском понимании – это вход в Ад. Будучи богом «входа», Янус считался у язычников покровителем всякого начала. Язычники призывали Януса в начале своей молитвы или какого-либо дела. Первый праздник римского, языческого года был установлен в честь Януса. Отсюда само начало языческого года происходило с 1 января. Само название месяца январь (Januarius) происходит от Януса. У язычников Янус выступал как божество, управляющее временем.

Царь Петр во время празднеств «нового года» выставлял идола двуликого Януса на всеобщее поклонение и почитание. Поэтому для христиан невозможно не только празднование «нового года», но и само исчисление времен от 1 января, что противоречит учению церкви, Вселенским Соборам и заветам святых отцов.

Двадцать пятое декабря

Слово святого Василия о суетном унынии этой жизни

Наше земное житие полно многих воздыханий, а сам мир покрыт тлением. Наказывает Бог души человеческие, живущие в смертном мире, который есть жилище умирающих. Все что не делаем несет в себе печаль. Каждый день приносит омрачение, а ночи приемлют дневные печали. Земными мечтами прельщается ум человеческий. Человек погрязает в печалях и злобах, в окаянстве жития нашего. Уныние и никчемность жития отметается, когда мы прибегаем к Спасителю нашему Богу, Ему же слава, ныне и присно и во веки веком.

Первое января

По плоти Обрезание Господа Бога нашего Исуса Христа

Плотское обрезание Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, является попранием ветхому закону, под властью которого находится человек. Господь приняв плотское обрезание, завершил господство плоти над людским родом. Ветхозаветное обрезание было у иудеев знаком заключения завета с Богом по плотскому союзу, кровному завету. Вместо этого плотского обрезания Христом было дано духовное обрезание как Новый Завет с Богом. Старый, ветхий закон уже не властен над миром.

Господь воплотился ради нас, принял наше тело Христос, кроме греха, понес все болезни и недостатки нашего естества. На восьмой день после Своего Рождения принесен был Христос Марией и Иосифом на место, где у иудеев совершается обрезание и выполнил последний ветхий закон. Наречено было имя Ему Исус Ангелом еще прежде зачатия во Утробе Девичьей.

Одиннадцатого января

Слово святого отца Евагрия о величании

Душа возвеличившего себя человека восходит на высоту и в тщеславие своем не имеет плодов благих. С мнимой высоты душа гордеца сходит в темную глубину, как камень отколовшийся от горы падает вниз. Отступивший гордынею же от Бога, а надеющийся только на себя и свои силы, упадет вниз и разобьется.

Многие плоды преклоняют ветви дерева, а множество добродетелей смиряет мудрость мужа. Гнилой плод не нужен, а добродетель величавого гордеца не угодна Богу. Подпора держит ветвь многоплодную, а Страх Божий добродетельную душу. Не возвеличивай свою душу и не увидишь страшных видений. Душа гордого оставлена бывает от Бога и бывает бесам радость о ней. Глас Божественного Величия ужаснет гордого и сокрушит его душу. Смиренномудрие человека возносит на Небо и ставит вместе с Ангелами.

Двенадцатое января

Слово святого Евагрия о смиренных и возносящихся людях

Зачем человек возносишься и гордишься? Зачем выше облаков возносишься и подымаешься? Кал и гной ты есть. Посмотри на свое естество, оно есть земля и пепел и быстро уходит в персть. Сейчас ты горд, а на самом деле ты не более червя. Поднимаешь шею, а сам гниешь.

Сегодня человек велик, богат и знатен, а на утро, оставленный Господом, познаешь свою немощь. Пропадет все добро и богатство если оно не от Бога. Если взошел на высоту человеческого бытия не отверзи своего Господа и исправляй бытие свое добродетелью. Всегда помни и исповедуй Вознесшего тебя. Не презирай никого вокруг тебя, не обидь смиренного. Гнило есть седалище гордыни, сидящий на ней, скоро сокрушится. Смиренный всегда крепко стоит и не подвинется его нога гордыней.

Гордый человек как дерево без корня и не устоит перед бурей ветреной. Град и стена есть смиренная мудрость, и живущий в ней не разорен будет. Слово смиренного есть крепость души, а слово гордого исполнена ярости. Молитва смиренного дойдет до Бога, молитва гордого лишь гневит Бога. Когда взойдешь на верх добродетелей тогда тебе нет нужды хвалиться. Ходящий по земле и упавший на нее скоро встанет. А упавший с высоты гордыни получит смертельную язву. Жезл есть образ наказания, а наказание исправляет жизнь человека. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком.

Наверх