старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
 
Контакты Полезные ссылки О нас

Устав

Христианские правила

Понятие о Соборных Службах

Соборные службы совершаются в храме (моленной) по богослужебным книгам согласно Уставу соборной службы. Храм имеет в передней части возвышение - солею, где за перегородками справа и слева расположены правый и левый клироса. Между ними располагается подобие «престола» - Св. Крест и евангелие, в окружении храмовых икон. При отсутствии «престола» и по местному обычаю Евангелие для чтения выносится на аналое на середину солеи или на середину перед солеей. На клиросах расположены закрепленные и переносные аналои для установки книг во время службы. На клиросах размещаются два хора певчих - правый и левый «лики». Правый лик является ведущим к воскресенью, вторнику, четвергу, субботе, к оставшимся дням - левый лик.

Служба включает в себя чтение, пение, каждение, поучения, выходы. Перед началом службы полагаются приходные поклоны, по окончании - исходные. Ежедневный круг служб включает в себя: Вечерню - служится накануне во второй половине дня - Павечерницу - служится после ужина. Полуношницу, утреню, 1-й час - служатся подряд ранним утром. Часы - служатся утром. Молебен - в круг служб не входит, но во многих местах служится в воскресные и праздничные дни после часов.

В большие праздники круг служб несколько изменяется: — Малая Вечерня, Малая Павечерница без канона, Полунощница - служатся с вечера. Всенощное Бдение - служится накануне вечером и объединяет Великую Вечерню, Утреню и Первый Час. Часы и молебен - служатся утром. Общая последовательность служб, начинающие и завершающие молитвы находятся в книге Часослов. На вечерне и утрене чтутся или поются кафизмы в Псалтыри (стихи для пения - в Обиходе). Книги Апостол и Евангелие используются постоянно на часах, а Евангелие в воскресенья и праздники - также и на утрене. В воскресенья на всех службах используется Октай (Шестоднев), а на Вечерне, утрене часах и Минея (в пред - и после пасхальный период - Триодь Постная или соответственно Цветная). На вечерне, утрене, часах (блаженны), применяется Минея. Части службы имеют свои устоявшиеся названия, используемые в уставных указаниях –«возвахи», «лития», «стиховна», «ексапсалмы» и др. Песнопения также имеют разновидности названий по их месту в службе. Ряд песнопений - тропари, кондаки, седальны, светильны, икосы - предназначены в основном для чтения. Стихеры, антифоны, ирмосы, прокимны - в основном для пения. Такие части служб, как возвашные и хвалитные стихеры, каноны, блаженны служатся таким образом, что каждому песнопению предшествует стих, называемый «запев». Число запевов определяется Уставом, и песнопения при необходимости повторяются либо объединяются под общий запев (стихеры обычно не объединяются).

Чтение совершается чтецом у аналоя на клиросе, а чтение поучения и паремий на переносном аналое на середине храма перед солеей, лицом к молящимся. Пение совершается на клиросах, но в определенных местах службы лики выходят на середину солеи – «на сход». Основной состав ответственных служителей следующий:

Духовный отец, он руководит службой, положением приходных и исходных поклонов, начинает и оканчивает службу, чтет Евангелие, совершает каждение, произносит уставные возгласы, следит за чинностью службы.

Головщик - ведущий певчий на каждом клиросе, который запевает песнопения и ведет пение.

Уставщик - клирошанин, осуществляющий подготовку книг и руководство Уставом на клиросе, и чтет Апостол.

Канонарх - чтец, осуществляющий чтение канонов, возглашающий прокимны, стихеры и др.

Псаломщик - чтец по книгам: Часослов, Псалтырь и другим. В реальной практике при недостатке служителей ряд обязанностей иногда совмещается.

Наверх