старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
 
Контакты Полезные ссылки О нас

Устав

О праздниках великих, средних и малых

    Праздники разделяются на три чина: великие, средние и малые. Великие праздники — Христовы и Богородичны: Рожество Богородицы, Воздвижение, Введение, Рожество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение. К великим праздникам причислены: Рожество и Усекновение Иоанна Предотечи. Св. Апост. Петра и Павла, и два праздника Иоанна Богослова (8 мая и 26 сент.)2. Дни этих праздников в святцах обозначены красным крестом в кругу.

Средние праздники обозначаются красным крестом без круга. Малые же праздники обозначаются тремя точками в полукружии. Все малые праздники разделяются на два чина: празднуемые более торжественно обозначаются точками красного цвета, а менее торжественно черными точками.

О малых праздниках. В малые праздники, обозначенные красными точками, поклоны приходные и исходные поясные. Если же они случаются в пост, то поклоны земные. По Соловецкому уставу, во все дни, когда бывает трезвон, в церкви поклоны поясные, а в кельях земные. На трапезе в среду и пятницу, исключая посты, едят с малом и разрешено вино. В праздники, обозначенные черными точками, коленопреклонений в церкви не положено, приходные же и исходные поклоны, а также на правиле и келейные — земные. В среду и пятницу разрешено вино и варево без масла дважды в день (Уставы Соловец., гл. 30; Большой, гл. 32 и 35; Никон Черног., сл. 57).

К великим же праздникам относятся: Неделя Цветоносная (Вербное воскресение), Вознесение и Пятьдесятница с днем Сошествия Св. Духа. Но эти праздники имеют свои особые уставы. Пасха же Христова — первый и главнейший праздник и поэтому обыкновенно не ставится в число остальных праздников.

Так по Большому уставу (гл. 60) и Никону Черногорцу (гл. 57). По благочестивому же обычаю к великим праздникам причислены и многие другие дни: Преп. Сергия Радонеж-ского, Покров, Владимирской иконы, Казанской и др. Разделение праздников на средние и малые и малых на два отдела в разных уставах не одинаково. В святцах патр. Иосифа 7157 г. (1648 г.) малых праздников, обозначенных тремя красными точками, только три: 13 сент., 24 мая и 1 авг. в других же святцах их в несколько раз больше. По означенным святцам патр. Иосифа 25 мая (Третие обретение главы Иоанна. Крестителя) стоит под красным кругом, а по «Почаевским» — под тремя красными точками. 2 июля в Иосифовском — под красным крестом, а в «Почаевских» — под тремя красными точками.

О средних праздниках. В средние праздники поклонов в церкви не бывает, в келиях же на произволение. В мясоеды в среду и пятницу пища дважды без масла и разрешается вино. Если же канон поется на 8, то разрешается и масло. В понедельник разрешается рыба и вино. В посты Петровской, Успенский и Филипповский в средние праздники во вторник и четверг разрешается рыба, в понедельник — масло и вино; в среду и пятницу — вино, пища же без масла и единожды. Если же было всенощное служение, то в среду и пятницу разрешается масло и вино, а в понедельник.— рыба и вино. Если же святому есть храм, то в среду и пятницу разрешается рыба дважды, потому что таковые праздники причисляются к великим Господским. (Устав Соловецкий, гл. 30; Большой, гл. 32).

О великих праздниках. В великие праздники в церкви и в келиях коленопреклонений не бывает даже и в посты. В среду и пятницу разрешается рыба и вино дважды в день. На Воздвижение же и Усекновение рыба никогда не разрешается, а только масло и вино. В попразднества великих праздников поклонов в церкви не бывает, а по келиям совершаются (Никон Черногорец, сл. 57).

Наверх