старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Основы вероучения

О християнской одежде

Очерк по истории и современное положение

Валерий Селищев
Рисунки Анастасии Румянцевой

Покайтеся, людие, покайтесь, молитеся Богу со слезами.
И совсем со сердечным со рыданьем. Ведь антихрист сидит да на царстве
Сей есть змий лукавый седмиглавый. Изрыгал он свою горькую ярость.
По всей земли по вселенней, князья и бояра убоялись.
Всю его горькую волю сотворяли, в среду и в пяток мясо яли.
Во в латынское платье облекались, в погибельную яму снаряжалисъ.

Старинный духовный стих

Всякому человеку, искренне пожелавшему вести христианский образ жизни, соблюдать законы и обычаи благочестия, становится понятно, что в таковом деле не существует мелочей и вещей наносных, внешних. Господь говорит нам в св. Евангелии, что если мы будем верны в малом, то и над многим нас поставит. Одной из таковых вещей должно считать отношение к христианской одежде и внешнему виду.

В христианском мировоззрении не принято разделять исповедание веры на внешние (не обязательные) и на внутренние (сакральные) поступки и правила. Ведь по воплощении Спаса Христа мы призваны во всём и всем проповедовать Истину о нераздельном и неслиянном соединении во Христе двух природ — Божественной и Человеческой, видимой и не видимой. Господь воплотился в человеческом зраке (образе) и как древле праотец Адам, облекся в ризы нашего естества. И прежде Господь даровал кожаные ризы первым человекам того ради, что падшим прародителям неприлично было оставаться нагими. Если до грехопадения праотцу Адаму и прабабе нашей Евве не ведом был грех и, следовательно, стыд за него: «И беста оба наги Адам же и жена его и не стыдестася»1, то после им стал необходим покров для тела. «И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их»2. И наша христианская одежда должна соответствовать званию и предназначению человека, как Божия чада.

От старинных христиан мы можем услышать такое поучение: «Господь в он страшный час вопросит нас: Как Я узнаю, что вы Мои (т.е. настоящие христиане)? По делам? А мы часто не творим добрыхдел. По помышлениям? Мы и помыслы имеем суетные и мысли мирские. По одежде хотя бы? Но мы и внешний вид имеем не христианский!

Так как же мы ответим Богу?

Перефразируя известного русского писателя можно сказать: в христианине должно всё быть по христиански: и мысли, и дела и одежда...

И это совершенно справедливо. Ведь отцы церкви и даже вселенские соборы оставили нам указания о приличествующей одежде для христиан.

«Повсюду святое Писание повелевает нам во обычные христианские ризы одеватися, как научает нас преподобный Ефрем (слово 52): обычными рече ризами, себя закрывающий, сей печется духовным одеянием облещися (одеться). А кто украшает себя многоцветными ризами, сей божественныя одежды тщится наг быти. Как покрывание нам токмо требу-ющим, а не пестроты. Смысл ведь одежды один - покрывалом плоти быть (преподобный Никон Черногорец, книга 1-я, слово 37). И паки: одежду носи до голезна (длинной до середины голени), ни от пестрин, ни от утварей мирских. И мы должны таковыя наготы душевныя боятися, и во одеждах еретических обычаев охранятися. Такожде и женам повелено по обычаю христианскому одеватися, а не якоже жены латинския нелепое одеяние на себе носят, обнажают груди своя, еще же и рамена (плечи) своя, и тако окаяннии на едину срачицу (сорочку — нижнюю рубаху) и крестное знамение полагают, не боящися запрещения святых отец, да не возложит, сказано ими, жена крестнаго знамения на срачицу, кроме великия нужды: егда мыется, или ложится, или восстает, тогда без греха есть. Но да не предстанет на молитву во единойсрачице или откровенною главою, се бо есть богомерзко»3.

Не следующим же отеческим завещаниям о благочинии в одежде, Писание прямо грозит запрещением и отлучением от Церкви: «Ныне же многие от наших христианских жен и мужей в тех же ересях вязнут. Так творящие да запретятся, аще ли не послушают, да изринутся от Церкве и от причащения с верными. А если по многом наказании и увещании не престанут и Церкви не покаряются, и свой лукавый обычай имут творити, да будут прокляти, и приобщающиися им да будут отлучени. Таковому церковному наказанию подлежат не токмо простии людие, но и духовнии, по сказанному у Никона Черногорца в 1-й книге в слове 37 и у Севаста Арменопула в книге 1-й. Иже убо себе красящии епископы или причетники, одеждами красными и светлыми (по современному — модными и яркими) сих исправляти лепо есть, аще ли в том пребудут, запрещению и извержению предати. И тоже говорится в книге Беседы Апостольския св. Иоанна Златоуста), (послание к Тимофею, нравоучение 8) «О женах, красящихся (украшающихся) ризами на молитву». «Приходящу ли молитися Богу, и облагаешися златыми плетеньми, егда бо ликовати (как на праздник) пришла еси, еда бо на изъявление (на сморины) пришла еси? Еда ли браком приобщатися? Но пришла еси просити и молитися о грехах, просити Владыку милостива, того устроити хотящи. Почто украшаеши себе? Сие не молящихся образы. Ризное бо украшение несть мал грех, но и зело велик, доволен прогневити Бога, доволен весь труд девства погубити. Воистину удица есть дияволя ризное украшение» (Соборник Большой, лист 116). От которой святые отцы всякими образами отводили, иногда отлучением и запрещением и клятвами претяху, иногда же по апостольскому речению, сатане на измождение плоти предаяху. Как повествуется в Патерике старопечатном, глава 130-я. «Приведоша ко отцу Исаию от Александрии едину инокиню люте беснующуся и страждущу, и моляху старца, яко да умилосердится и исцелит ея, бе бо инокине лютее снедающе плоть свою. Видев же сию старец сице страждущу, сотвори знамение крестное и запрети бесу, бес же отвеща старцу, не послушаю тебе, ниже изыду от нея, неволею бо, нехотя внидох в ню. Сия, юже зриши, угодница мне, научих бо ея безстудно украсовати (украшать) себе и многи устрелих и уяхзвих ея ради (многие прельстились из-за неё). Прилучижеся единою спостнику твоему Даниилу усрести (встретить) ея измывшуся в бани, и воздохнув к Богу, и помолився, яко да послет на ню наказание, егда како и сия спасется, и ины инокини целомудренно поживут, наказавшеся от сея. Бог же услышав моление его, и попусти мне внити в ню».

Тако бывают мучены еще в жизни сей за ризное украшение, а что в будущем веце за оное будет, аще кто желает знать, да потрудится во святом писании о сем снискать. Яко правильная запрещения на носящих не по своему сану, и вне христианского обычая одежды от святью церкви лежат.

О сем зри: «Кормчая, глава 17». «6-го вселенского собора правило 71». «Стоглав, глава 90». «Севаст Арменополь, книга 1, сечение 3, надписание 2». Того же «Книга 5-я от ответов к хартохранителю Никите архиепископу, и еще о носящих языческия иноземныя и еретическия одежды».

Глаголет пророк Софоний (гл. 3): «Убойтеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень, и отомщу на князи и на дом царскии, и на вся оболченная во одеяния чуждая». И паки глаголется (Диоптра, часть 1, глава 16): «Ни кто же да вводит новых изобретении во одеяниях, но да убоится страшнаго Божия Суда. И ина многа свидетельства во святом Писании на воспрещение необычных и пестрых одежд обретаются, их же подробну неудобь зде поведати, рцем же точию сие, яко за необычныя одежды, немцев и прочих еретик, бесами и демонами именует. И сих уподобления християны не избегают, иже во одеждах и в прочих обычаях нечестивым еретикам подражают»4.

Также о христианской одежде можно прочитать в книге Г.Е. Фролова «Путь, ведущий християнина к прощению грехов» в главах 57-й «Какая должна быть одежда у християнина», 58-й «Соборное запрещение святых отец на одевающихся в неприличную одежду и на употребляющих благовонные масти», и далее с 59-й по 61-ю.

Как же выглядит подобающая одежда?

Некоторые утверждают, что раз мы не можем ходить как апостолы, то и нечего это выяснять. Но до нас благодаря преемственности от отцов дошли традиционные одежды, в которых они молились и работали. Для нас здесь важно понимать, что, конечно, не может быть полных аналогий с апостольскими временами и одеяниями. Да это и не нужно. Но, несмотря на все внешние исторические и национальные отличия, наша одежда должна быть приличествующей христианскому званию и такой же по своему назначению, как во время Христа и апостолов. Как видно из многих цитат Писания и канонов христианских, главное назначение одежды быть скромной, не соблазнительной, не привлекающей лишнего внимания к человекам обоего пола.

Теперь очень важно вспомнить, что Христианство, приходя и просвещая народы светом истинной Веры, вовсе не стремилось непременно унифицировать культурные обычаи народов, подгоняя их к единой внешней форме, например, к греческой (средиземноморской) или к еврейской (ближневосточной). Христианство принимало подходящие образцы культуры, наполняя их новым, более высоким содержанием. Так получилось и на Руси относительно одежды, т.к. она полностью подходила к христианской жизни и могла символизировать христианские образы. Например, крестообразная форма рубах у мужчин и женщин, разделение поясом низа и верха, символика правой и левой стороны.

Интересно уточнить, что практически вся национальная одежда народов, обратившихся в православие (в пределах Римской империи и даже далее), имела достаточно целомудренный вид и была приемлема для христиан. Покрой же традиционной одежды этих народов сохранялся на протяжении долгих веков, обычно до времени полного обмирщения и потери традиции. На Руси это продолжалось до времени Петровских реформ (в народе сохранилось вплоть до революции), на Западе — до эпохи Ренессанса.

Об отношении к одежде в дораскольной России свидетельствует и то, что один и тот же покрой был у самого царя с боярами, и у простого крестьянина. Отличались лишь цена, богатство ткани и отделка, да соответствующие положению украшения и регалии.

Однако, бережно сохраняя и почитая надлежащую традиционную христианскую одежду, не стоит излишне увлекаться в ущерб Христову учению, сводить его лишь к фольклорной стороне.

Итак, рассказ о приличествующем христианину внешнем виде начнем с русской народной одежды, поскольку она является отправной точкой в раскрытии понятия христианского одеяния. Нужно отметить, что задачей данной статьи не является рассмотрение всего многообразия русского народного костюма. Нас прежде всего интересуют традиционные архаичные формы народной одежды, которые более устойчиво сохранились на обширной территории Русского Севера (Олонецкой, Архангельской, Новгородской,

Вологодской, отчасти Пермской губерниях). Известно, что именно в этих областях исконно находились федосеевские и старопоморские общины и монастыри. «Ученики Соловецких старцев Даниил Викулин и Андрей Денисов вместе с Корнилием Выговским основали в 1694 г. знаменитое в истории старообрядчества Выговское общежительство»5. «В новгородских пределах большим авторитетом пользовались местные отцы: священноинок Варлаам...», «а так же Илия, бывший священник из Крестецкого Яма. Среди их учеников и последователей в 90-х гг. XVII в. наиболее деятельным был Феодосий Васильев...»6.

Основываясь на научных исследованиях и литературных источниках, мы попытались приблизительно обрисовать всем интересующимся, прежде всего староверам, истоки и формы покроя христианской одежды. На наш взгляд в силу сложившихся обстоятельств (безъиерархическое положение, безбрачие) одежда для молитвы старопоморцев стоит как бы посередине, между народной одеждой и иноческими дораскольными облачениями.

Русский народный мужской костюм

Основными элементами мужской одежды являлись: рубаха, порты, головной убор и обувь.

Древняя восточнославянская рубаха была туникообразного покроя, с длинными рукавами и прямым разрезом от горловины, т.е. посередине груди, без воротника — «голошейка». Позднее появилась косоворотка — рубаха с косым разрезом слева, реже справа, и с воротником — стойкой (рис. 1).  «Голошейка» впоследствии использовалась в качестве нижней, исподней рубахи, которую носили под верхней рубахой и не снимали на ночь, как и пояс. Нашими благочестивыми предками считалось недопустимым даже спать обнаженными. Ведь, по словам Спасителя: «В чем застану, в том и сужду», и даже ночью нужно быть готовым предстать пред Судией в благопристойном облике.

Для обеспечения свободы движения рук между рукавами и боковыми вставками (полотнищами) вшивались прямоугольные куски ткани — ластовицы. Характерной особенностью мужской народной рубахи является подкладка из холста в области груди, называемая подоплекой, которая спускается спереди и сзади треугольным или прямоугольным выступом.

Длина рубахи была признаком возрастного различия. Рубахи стариков и детей были до коленей и даже ниже, а у мужчин на 10—15 см выше коленей. К концу XIX века, в самую пору обмирщения, длинна рубах и, особенно в городах, значительно укоротилась (под пиджак).

Рубахи шились из льняного или конопляного холста, пестряди (клетчатая или полосатая льняная ткань), крашенной холщевой ткани — набойки, позже — из фабричных, хлопчатобумажных материалов. Цвет ткани для рабочих рубах был тёмный, а для молитвы — белый. Подол и манжеты могли украшаться вышивкой, древней формой которой является «бранная» вышивка (чёрным и красным цветом). Орнаментом покрывали низ рукавов, горловину и подол. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой праздничную рубаху декорировали тесьмой, блестками, золотым позументом, пуговицами, бисером. Мужская праздничная рубаха, по богатству украшений, не уступала женской. Рубахи же для молитвы как мужские, так и женские не имели украшений.

На рис. 2 изображены порты (штаны) русского покроя. Шились они из полосатой пестряди, набойки, однотонного холста и домотканого сукна — в зависимости от сезона. Завязывались на талии, а чаще на бедрах, гашником из шнура или веревки. Так же были и исподние порты — для сна.

Пояс — обязательный элемент как мужского, так и женского традиционного русского костюма (рис. 3). Изготовляли пояса при помощи техники плетения, ткачества и вязания. Одним из самых распространенных мотивов в узоре поясов являются древние «солические» (солнечные) орнаментальные мотивы, в христианской символике означающие Солнце7 Правды Господа Бога Исуса Христа. Изготавливались пояса и с молитвой святому, имя которого носил человек.

«Наиболее древними были пояса из льняных или шерстяных нитей, сплетённые на пальцах и имевшие ромбовидный узор. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина от 1 до 3 м»8. Праздничные пояса более широкие и яркие, чем будничные. Для христиан пояс является не просто атрибутом одежды, но несёт глубокий символический смысл. Это и разделение низа и верха, и готовность к служению Богу. Без пояса нельзя ни молиться, ни отходить ко сну. Таким образом, существует два вида поясов — нижний и верхний. Нижний пояс более прост и не украшен.

Поскольку без пояса православный русский человек не делал никакого дела, то и в языке сохранилось соответствующее отношение к человеку, пренебрегающему таковым освященным стариной обычаем. Например, слово распоясаться означает: 1. Развязать на себе пояс. 2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность9. «Без пояса ходить грех», говорили в народе. Распоясать человека значит обесчестить его. Оттого недостойно ведущего себя называли в народе распоясавшимся, т.е. самовольно лишающим себя чести. «Пояс считается и теперь священным предметом... и не снимается ни днем, ни на ночь, исключая тех случаев, когда надо идти мыться в баню»10. «В быту и обрядах русского народа поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Снятием пояса на пиру был оскорблен внук Дмитрия Донского Василий Косой (середина XV в.), что послужило предлогом к войне»11. В народе бытовала такая поговорка: «Что ты без пояса ходишь, как татарин»?! Т.е. человек, ходящий без пояса, в народном сознании становится уже не только не христианином, но и даже не русским. И более того, люди, ходящие без пояса, считались колдунами, связанными с нечистыми силами. «Показательно, что отсутствие пояса есть признак принадлежности к хтоническому (нижнему, животному, в данном случае демоническому. — У.С.) миру: например, русалки традиционно описываются как (...) одетые в белые рубахи, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса. В ритуалах, связанных с общением с «нечистой силой» (бесами. — У.С.), снимался одновременно с крестом и пояс». «Пояс, завязанный на человеке, оказывается центром его вертикальной структуры, местом соединения сакрального верха и материально-телесного низа... »12.

Основным головным убором у мужчин являлась шапка. Древним типом головного убора у великорусов считается войлочная шапка — «валенка» (pис.4), «головной убор для весны, лета, осени из валяной овечьей шерсти белого, серого, коричневого цвета. Изготавливались в форме усечённого конуса с плоским или округлым верхом высотою около 15—18 см, с отогнутыми полями или прилегающими к тулье высокими полями»13. Крестьяне носили валяные шапки, а также более низкие круглые шапки с меховым околышем. Богатые люди изготовляли колпаки из атласа, иногда с околышем, украшенным драгоценными камнями и собольей опушкой.

К XX веку стали носить шляпы практически современной формы. Но христианин обязательно носил головной убор, когда же прощался, то, сняв его, творил молитву, потом же опять одевал. Запрещены для христиан лишь картузы и шапки — малахаи (татарские) и треухи. Также шапки из собачьего и волчьего меха, особо для посещения соборной молитвы.

Русский народный женский костюм

Одним из основных элементов женской народной одежды является рубаха.

Конструктивно рубаха состоит из стана и рукавов (рис. 5). Стан изготовляли из полотнищ ткани ведущих от горловины до подола, в большинстве случаев не цельным, а составным — с поперечным членением. Верхнюю часть стана называли в разных местах по разному: «станушка», «ворот», «воротушка», «грудка». Нижнюю часть стана называли: «стан», «становина», «становица», «пододол», «подстава». Горизонтальное членение стана располагалось ниже уровня груди и выше уровня талии. По ширине стан изготовлялся из цельных полотен холста, ширина которого колебалась от 30 до 46 см, что зависело от устройства ткацкого станка. От количества использованных полотнищ зависела объемная форма рубахи, ширина и густота сборок у горловины и объем (пышность) рукавов.

Рубахи изготавливались из льняных, конопляных, хлопчатобумажных тканей, более тяжелые - из сукна и шерсти. Верхняя и нижняя части рубахи, как правило, шились из разных по качеству, цвету, рисунку тканей. Для верхней части рубахи использовались ткани более добротные и красочные, рукава и полики обычно украшались узорным ткачеством красными |нитями, а также применялась вышивка различной техники исполнения. Горловина рубахи и пазуха (20-25 см.) обрабатывалась обшивкой, чаще красного цвета. Вырез горловины оформлялся пуговицей с петлей.

Существует четыре основных конструкций женских рубах (рис. 6):

1. Туникообразная (архаичный тип).

2. Рубаха с прямыми поликами.

3. Рубаха без поликов.

4. Рубаха с косыми поликами.

Народная рубаха могла представлять самостоятельный элемент женского костюма, (например, рубаха для сенокоса «покосница»), в этом случае она обязательно подпоясывалась тканым поясом и дополнялась передником. Но в Красном уставе христианам запрещалось ходить в одной рубахе, и тем более молиться. На рубаху надевался сарафан. В южных областях России вместо сарафана поверх рубахи надевалась понёва — прямоугольное полотнище, собранное в верхней части на сборку. Понёву оборачивали вокруг талии. Как и мужчины, женщины носили нижнюю, исподнюю рубаху, которую не снимали на ночь и подпоясывали нижним поясом.

На рис. 7 мы видим рукава. Типы конструкций рукавов те же, что и у народной женской рубахи, их отличительной особенностью является отсутствие нижней части стана. Рукава носили поверх подпоясанной исподней рубахи, следом надевали сарафан — второй главный элемент народного женского костюма.

Сарафан имеет множество названий, происходящих от ткани из которой он изготовлен (штофник, шелковик, атласник, кашемирник, ситцевик, сукман, кумашник, самотканник и др.); названия от конструкции сарафана (клиник, косоклинный, семиклинный, сорококлин, круглый, лямошник и др.); от цвета и рисунка ткани (сандальник, мареник, набивник, пестрядильник, клетовник, троекрасочники др.)- «Самым древним из них (сарафан — от иранского "sarafa" или "sarafai" — одетый с головы до ног) являлся глухой косоклинный сарафан, просуществовавший в ряде губерний до конца XIX века под названиями шушун, саян, ферязь, дубас и др.»14.

Со временем сарафан изменялся конструктивно, менялись используемые для него ткани, появлялись новые названия. В целом, все многообразие данного вида одежды сводится к четырем основным типам сарафанов:

1) Глухой туникообразный, древнейшего типа (рис. 8).

2) Косоклинный (рис. 9).

3)Круглый или прямой (рис. 10).

4) Сарафан с лифом. (Самый поздний тип сарафана, в контексте данной статьи не рассматривается).

1) Глухой туникообразный сарафан представляет архаичную форму и конструкцию. Шился из одного перегнутого пополам отреза ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока расширялись продольными клиньями или чуть скошенными полотнищами ткани, вшивавшимися по всей длине от небольших овальных пройм для рук до подола. Неглубокий вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища округлой или прямоугольной формы, с небольшим нагрудным разрезом (проймой), застегивающимся на пуговицу или завязывающегося.

2) Косоклинный сарафан, по конструкции переднего полотнища делится на глухой, распашной и на сарафан с центральным передним швом. Глухой косоклинный сарафан является переходной формой от архаичного туникообразного сарафана. Распашной или с центральным передним швом сарафан шился из трех прямых полотнищ ткани (двух впереди и одного сзади) и двух — шести клиньев по бокам. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли или сшивались, при этом центральный передний шов и подол украшались золотым позументом, тесьмой, вышивкой, аппликацией из ткани с использованием блесток, стекляруса, речного жемчуга и пр. Количество и ценность декора зависели от назначения сарафана.

Лямки сарафана могли быть как цельнокроеными, так и выполненными из отдельного отреза ткани. Края лямок, вырез ворота, проймы для рук и подол обшивались полосками ткани или тесьмой.

3) Основным отличием прямого или круглого сарафана являются цельные прямые полотнища ткани, собранные в сборки у верхнего края. У таких сарафанов или все полотнища одинаковой длины, образовывающие как бы юбку на лямках, или удлиненное в верхней части переднее полотнище, доходящее почти до шеи и закрывающее всю грудь. Узкие лямки выкраиваются из той же ткани, что и сарафан, обшиваются по краям полосками однотонной цветной ткани.

Круглый сарафан по низу может быть дополнен одним или несколькими рядами оборок, обшитых по краю тесьмой или кружевом.

У всех типов сарафанов подол с изнаночной стороны дублировался на простую ткань, шириной от 7 до 20 см. Косоклинный и туникообразный сарафан, для придания жесткой формы, а также для утепления, могли быть сшиты целиком на подкладе. Будничные сарафаны шились из простых тканей и почти не украшались. Праздничные сарафаны выполняли из драгоценных и полудрагоценных тканей и богато декорировали. При ношении, как в праздники, так и в будни, поверх сарафанов надевалась завеска, занавеска, запон, передник (рис. 11). Позже она приобрела практически нынешнюю форму фартука. И уже поверх завески повязывался верхний пояс. Таким образом, одежда была трёхслойной: рубаха с нижним поясом, сарафан и передник с верхним поясом.

Ансамбль женской народной одежды не мыслим без головного убора, ему уделялось особое место в народной культуре. Ведь именно по головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное и социальное положение. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Они чрезвычайно разнообразны.

Головные уборы делятся на две большие группы: девичьи и женские. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, в то время как женщины полностью закрывали волосы, так как по старинному обычаю показывать их было нельзя. К девичьим головным уборам относятся перевязка из ткани (рис. 12), которая «представляла собой полосу ткани (шёлка, парчи, бархата, кумача, позумента) на подкладке... шириной от 5 см до 20— 25 см, длиной до 50 см. Повязка надевалась на темя или на лоб и завязывалась под косой на затылке. Сзади к повязке пришивались две лопасти из шёлка или парчи.. .»15. Так же обруч из древесной коры или картона, венец, венок, плат, вязаный колпак.

Женскими головными уборами являются:

1) Уборы полотенечного типа (полотенце, наметка, убрус) в виде длинного полотенца с декором и без, намотанного особым способом поверх шапочки с круглым дном, чепца или кички.

2) Кичкообразный головной убор (кичка или сорока), отличаются разнообразием и фантазийностью решения. Как правило, делались составными. Основные элементы: нижняя часть с твердой основой, придававшей форму головному убору (кичка, рога, волосник и др.); верхняя украшенная часть из ткани (сорока, верховка, привязка и др.); позатыльник из ткани, повязанный сзади, под верхнюю часть. Кичка — сорока дополнялась также другими элементами: налобником, подвесками из бисера, перышками, «наушниками», шнурами, кистями из шелка и т.п.

3) Кокошник — праздничный головной убор, богато украшенный шитьем золотыми и серебряными нитями, расшитый речным жемчугом, декорированный блестками, разноцветными стеклышками, канителью, стеклярусом.

4) Повойник, сборник (рис. 13). Один из старинных головных уборов на Руси, в виде мягкой шапочки, полностью закрывающей волосы. Повойник был нижним головным убором, всегда прикрывался сверху убрусом или волосником, в одном повойнике ходить по дому и тем более по улице не полагалось. Со второй половины XIX века приобретает самостоятельное значение. Будничные повойники шились из простых материалов, праздничные из дорогих тканей, донце украшалось золотым шитьем, речным жемчугом, блестками.

В нашей старопоморской традиции все вышеперечисленные головные уборы полностью отсутствуют. Связано это с безбрачным положением в последние времена16.

5.) Общераспространенным головным убором является плат. Платки носили и девушки и женщины в разное время года. Они придавали костюму особую красочность и своеобразие.

Обувь

Народную обувь можно разделить на следующие группы:

1) Плетеная обувь (лапти, лыковые и берестяные туфли, полусапожки и сапоги). Лапти были самой распространенной и дешевой летней (а порой и зимней) обувью. Материалом для них служили липовое, вязовое, реже ракитовое, лыко и береста.

2) Кожаная обувь (сапоги, ботинки, туфли). Кожаная обувь имела повсеместное распространение в русской деревне, хотя возможность иметь такую обувь, была далеко не у каждого крестьянина. Кожаные ботинки и туфли (коты, чары, чоботы, ходоки, черевики и др.) — обувь жесткой конструкции на каблуках. Коты XIX — начала XX века (рис. 14) — женская праздничная обувь, носили с чулками, иногда закрепляли на ноге ремнями или шнурками, пропущенными через ушки на берцах или задниках обуви.

Широкое распространение получила традиционная русская народная кожаная обувь — сапоги (рис. 15, 16). Сапоги изготовлялись выворотными (с пришивными голенищами) или вытяжными (цельными) с набойками или высокими каблуками (к каблуку пришивалась медная подковка). Голенище шилось или «в гармошку», т.е. сосборенным в мелкие горизонтальные складки, либо сверху жестким, гладким, а около головки собирающимся в складки.

В некоторых местностях сапоги имели большое значение как рабочая обувь (например, на Русском Севере, в Сибири). Это своеобразные сапоги с пришивными высокими голенищами, петлями и ремня-ми для крепления их к ноге — бродни, бахилы, бредни, ловчаги (рис. 17).

Праздничная кожанная обувь декорировалась металлическими пистонами, образующими незатейливый узор; выстрачивались нитками, отделывались аппликацией — нашивками кожи и другого цветного материала.

Русская народная верхняя одежда

Верхней народной одеждой называется вся наплечная одежда, надевающаяся русскими крестьянами поверх рубахи, сарафана (или поневы) и передника. Женская верхняя одежда почти по конструкции не отличалась от мужской, различие заключалось в деталях, размерах и степени декорирования. И женская и мужская верхняя одежда запахивалась одинаково — правая пола глубоко захлестывалась на левую, это не случайно, ведь в древней христианской традиции главенство правого над левым можно видеть изначально. В этом ряду стоит и православное крестное знамение, и хождение по солонь, и положение рук на молитве17. Исходя из этого, при изготовлении верхней одежды правая пола часто делалась длиннее левой на 5—10 см, линия борта — косой. Застежка располагалась, в основном, до линии талии: пуговицы или крючки — на правой поле, петли — на левой.

Верхняя народная одежда очень разнообразна. По способу ношения выделяют два типа: наброшенная на плечи (плащ, накидка) и, наиболее характерная - вдеваемая в рукава, последнюю разделяют на глухую и распашную.

Названий у традиционной верхней одежды очень много. Общеславянские названия: свита (от слова «свивать»), гуня, кошуля, кабат, кожух и др. Древнерусские термины: пониток, суконник, опашень, охабень, однорядка и др. Русские названия: поддевка, куцинка (от слова «куций»), шугай, коротай, семишовка, верховица и др. Термины восточного происхождения: кафтан, зипун, шуба, тулуп, армяк и др.

Кафтан—зипун (рис. 18), распашная верхняя народная одежда. Изготовлялся из домашнего сукна или фабричной ткани чаще коричневого, реже черного или серого цветов. Спинка зипуна цельная, несколько приталена или же отрезная со сборками. В бока вшивались два — три клина, рукава выкройные. Зипун делали без воротника или с небольшим воротником, застегивающимся на одну — две пуговицы (у ворота и на груди). Края рукавов часто обшивали кожей, а иногда (у женских зипунов) плисом. Зипун обычно делали без подкладки. Одевали его, смотря по погоде, во все времена года.

Поддёвка (рис. 19), следуя из самого названия, поддевалась под другую, более тёплую одежду. Для изготовления данного вида верхней одежды использовали тонкое домашнее сукно или «понитчину» (основа — лен, уток — шерсть). Особенностью кроя может считаться отрезная талия и сборки с задней стороны поддевки. Так же опущенный назад плечевой шов и дугообразные выточки на спине (что сохранилось до наших дней, например, в покрое военных или милицейских полушубков), воротник—стойка. От ворота до талии были четыре застёжки на крючки. Длина поддевки доходила до середины голени. Аналогичный покрой имел и пониток, только по талии сзади не было сборок.

Короткая одежда ещё с ветхозаветных времен считалась недопустимой и даже законопреступной, как и брадобригие18. В Библии сказано: «И взя Анан рабов Давыдовых, и обри их, и обреза от риз их половину даже до чресл, и отпусти их. И приидоша возвестити Давыду о мужех: и посла в сретение им, яко быша обезчещены зело»19.

Короткую — «щаповатую» одежду запрещает но-сить и известная книга начала XIX века, которую составил от Писания «блаженной памяти настоятель кинешемских стран Трофим Ивановичь, урожденец московской и сын духовный Ильи Ивановича, во изгнаниих окончавшиися и нетлением прославленный». «Краткую одежду, что глаголется телогрея, сие есть нехристианское одеяние, сиречь поганое, или паки женам шити мужескую одежду себе или аще готовую на ся возлагают. Или паки черкесную одежду мужие и жены у себе держат и носят, и в том себе греха не ставят, инии же и на молитве в них стоят»20.

Одежда для молитвы

До сих пор мы рассматривали одежду повседневную, мирскую или светскую и в ней считалось неблагочестивым приходить на соборную молитву. Для молитвы существовал специального покроя длинный, до земли азям. Сейчас, к сожалению, во время всеобщего смешения и потери традиции, именно поддёвка во многих местах стала считаться церковной одеждой. А для придания «солидной церковности» её просто удлиняют как азям. Между тем, имеются соборные отеческие запрещения старопоморцам приходить на молитву в поддёвках: «в поддевках на молитве отнюдь не стояти».

На рис. 20 изображен азям — мужская верхняя одежда для соборной молитвы, принятая у старопоморцев (федосеевцев и филиповцев). Особенности покроя азяма зафиксированы в Уставе для Преображенского Богаделенного Дома Ильи Алексеевича Кавылина. Цвет может быть только черный, тёмно-коричневый, тёмно-серый и тёмно-синий. У азяма отрезная талия, опущенный назад плечевой шов и дугообразные выточки на спине, как и у поддевки. Но воротник уже не просто стойка, а имеет продолжение по всей верхней линии полочки. На спине от талии, под нижнем краем выточек идут по три встречных складки глубиной 7—9 см, почти одна над одной.

Длина, как сказано выше, доходит до обуви. Яркой отличительной особенностью азяма являлся красный витой «снурок» (витой шнур), коим обшивали обшлага и всю полочку с боку, включая ворот и накидные петли. Из петель составлялись 4 застёжки по две круглых пуговицы от ворота до пояса. Такие застёжки можно видеть на старинных портретах в г. Риге в Гребенщиковской общине. Однако ближе к XX веку эти застёжки перестали делать, и перешли на обыкновенные крючки как на светской или военной одежде. Интересно, что так же к XX веку на азямах исчез и витой шнур, но по обшлагам и на вороте появилась обшивка из черного бархата (возможно, только у клирошан).

На рис. 21, для примера, показан кафтан, который по обычаю носят в рижской гребенщиковской общине. Он куполообразный: нет ни складок, ни выточек, ни спереди, ни со спины. Это, скорее всего, старинная верхняя одежда, под которой носили азям или поддевку. Образец ее можно видеть в Историческом музее, там, в витрине показан бархатный кафтан такого покроя.

На рис. 22 мы видим сапоги старинного русского покроя: с загнутыми носами и на каблуке. Такие сапоги и носили за службой, как это видно на тех же старинных фотографиях. Существует и запрещение носить сапоги «смазные», т.е. блестящие — лакированные, а также сапоги без каблука — по-татарски.

Женская одежда для молений также имеет свои отличительные особенности, которые выделяют её из ряда традиционной народной одежды. Комплекс женской одежды для молений составляли следующие элементы: нижняя рубаха, подпоясанная поясом, рукава, надеваемые поверх нижней рубахи, сарафан, два платка (нижний и верхний).

Сарафан для моления (рис. 23) распашной косоклинный сарафан, с воротом, как у глухого туникообразного сарафана. Отличительной особенностью его являются три пары встречных складок, заложенных от ворота до середины лопаток и простроченные на спинке. Передние полы застегиваются на пуговицы с накидными петлями. Количество пуговиц должно быть кратно символическим для христиан цифрам (как и на лестовке, к примеру): 30, 33, 38, 40. Таким образом, даже пуговицы на моленном сарафане не были украшением, но напоминали значимые в христианском образе жизни истины. Подол сарафана сзади должен лежать на земле, подобием небольшого шлейфа. Передняя часть короче, настолько, что видны носки обуви. Для моленных сарафанов использовалась ткань темно-синего, темно-коричневого или черного цветов. Красный со всеми оттенками запрещался. Необходимо подчеркиуть, что сарафаны на молитву не повязывают поясами (41-я статья Польского собора).

Под сарафан надевалась нижняя рубаха с поясом, а по верх неё рукава (манишка) исключительно белого цвета (а не какого захочется или придётся! — У.С.). Широкие рукава рубахи собирались в сборку на запястье или заканчивались манжетом и украшались белым кружевом. В Казани на молитву принято надевать белую рубаху с широкими рукавами без сборки, также декорированными по краю белым кружевом (рис. 24).

 

Необходимым элементом женской м олитвенной одежды является платок. Сначала женщина надевает нижний платок белого цвета, полностью убирающий волосы и закрывающий лоб до середины. Затем голова покрывается верхним платком. Существуют особые правила ношения платка на молитве (рис. 25). Незамужние молящиеся (девицы и вдовицы) носят платок в роспуск, на кромку (изображение слева). Для молящихся недопустимы кисти (бахрома) по краю платка. Замужние носят платок только на угол (рис. справа). Напомним, что немолящимися могут быть не только замужние, но и отлученные от соборной молитвы за иные отступления или прегрешения. На молитву платок не завязывается узлом, но обязательно под подбородком закалывается на застёжку (в древности это была, скорее всего, фибула, сейчас же простая булавка). Цвет платка, как и сарафана исключительно тёмный.

Как это не прискорбно, но сейчас мы видим полное разноцветье в одежде и в платках у немолящихся. Не надо брать пример с «брачников» и надевать то белые, то цветастые платки — это совсем не традиционно для поморцев, а тем более для старопоморцев. «Общежительный устав, разработанный Андреем Денисовым в 1702 году (...). отражал стремление искоренить привычки мирской жизни. В 1720-е годы устав дополняют соборные постановления, регламентирующие характер одежды женщин, запрещающие кружева и «плетения вязебные» и «прочие непотребные» украшения...»21 И Выгорецкий собор 1725 г. также говорит в статие 10-й: «У всех в пустыни скитожителей накрепко смотрити чтоб шапок угловатых с трухмянями, и кушаков верблужьих и шелковых, и одежд драгах не было б»22.

Об одежде для соборного богослужения говорит статия 41-я Польского собора 1752 г.: «Юношам рубах красных и штанов каламенковых (из тонкой цветастой ткани), а девицам сапогов красных и платков красных и в повязках золотых на моление отнюдь не стоять, и поясами чтобы не подпоясывалисъ, и тем бы православных не соблажняли (! — выделено У.С.), аще прислушны будут обрящутся да сотворят поклонов 300 до земли».

Петербургский же собор 1809 г. об одежде уже не только для богослужения говорит: «Статия 8. Платье немецкое многая видится християны носят и о сем в божественном писании преужасныя запрещения. Сего ради от душевреднаго обычая сего всячески настоятели должны удерживати, а противящихся отлучати».

Шестая статья знаменитого московского собора 1883 г. запрещала тогда уже вошедшему в моду не христианскому обычаю в одежде: «Одеждами иноземными и языческими не украшатися (...)• В том одеянии в молитвенных домах отнюдь не стоять» (сейчас это как нельзя злободневно! — У.С.).

Нужно напомнить, что и дома, при келейной молитве, стоя пред святыми образами, также нельзя пренебрегать христианским одеянием, как и при соборе.

В настоящее время у современных христиан бытует мнение, что новоженам, да и другим немолящимся, отлученным от соборной молитвы совсем необязательно ходить в христианской одежде ни в повседневной жизни, ни даже приходя на соборную молитву. Да и бороду мужчинам и нестриженные волосы женщинам тоже носить не обязательно, а християнскую посуду содержать и подавно. «Ведь всё равно, мол, молиться не придётся». Но это совершенно не здравое, не православное рассуждение. Мы сами себя, без всяких гонений и запрещений, тем самым лишаем христианского облика (подобия Божия), отвергаемся святоотеческих заповедей и не хотим подражать житию угодников Божиих.

В заключение приходится признать вслед за известным духовным отцом Г.Е. Фроловым. «Вот мы называемся староверами, но наша наружность свидетельствует о противоположном. Часто отвечают: «Надо в душе хранить заветы благочестия». Но это лишь изворот. Твоя нечестивая наружность... исходит от твоей воли, от твоей приверженности всему новому и развращенному. Наружность твоя ясно обличает пустое внутреннее содержание. На тебе мундир не Христова воина, а антихристова». «Если стыдно на улице показать себя христианином перед развращенным миром, то зачем ты являешься в моленную и на христианские собрания и съезды в антихристовом виде? Что здравого может быть от таких совещателей?»23

Из рассказов очевидцев правильного отношения к не христианской развращенной одежде можно привести Наталью Алексеевну Сергееву (ныне почившую крылошанку Преображенского кладбища, ученицу Г.Е. Фролова). Когда к ним в деревню Раюши (Эстония) приехал молодой человек из города в модном пиджаке, некто из христианских старцев подошел к нему со спины и с низа до верху рванув, разорвал бесовский наряд. Аналогичный эпизод поведала нам и Капетолина Платоновна Рохина, прадедушка которой Амбросий Рохин был участником собора на Преображенском кладбище в 1883 г. (хотя и не молящимся). К ним, в християнское село Зубари Нолинского уезда тоже вернулся из города некий франт в «заграничном наряде», так его дед просто изрубил топором «антихристов мундир».

Сегодня же, увы, мы зрим совершенно спокойно, без всякого зазрения совести ходящих в християнские храмы беспечных людей, облаченных в эти демонские одеяния. Неужели у них нет возможности пошить хотя бы христианскую рубаху для посещения богослужений? Конечно есть! Пусть же оторвут от мирских занятий своей жизни немного средств и времени, чтоб хоть в этом попытаться походить на христиан, как призывали нас от начала православной веры и до наших последних дней святые отцы и благочестивые предки наши.

Последний во християнех У.Г.С. Лето 7515


 

Примечания

1 Библия. Книга 1-я Моисеова. Бытие, глава 3-я.

2 Там же.

3 Красный Устав, часть вторая, лист 3.

4 Красный Устав, часть 2, листы с 3-го по 7-й.

5 Мальцев А.И. Старообрядческие беспоповские согласия вXVII — начале XIX в. Новосибирск: ИД «Сова». С. 25.

6 Там же. С. 26.

7 Часто встречающийся символический образ Христа в святоотеческих богословских и поучительных писаниях, а так же в богослужебных текстах. Например, тропарь на Рожество Христово: «Рожество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разумныи, в нем бо иже звездам служащии, звездою поучахуся, Тебе кланятися Солнцу Праведному, и Тебе ведети свыше восток, Господи, славаТебе».

8 Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы-составители: Н. Соснина. И. Шангина. СПб.: «Искусство - СПБ». 1998. С. 284.

9 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского язы-ка. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. М.: Азбуковник. 1999. С. 661.

10 Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обрядах XIX —XX веков.

11 Соловьев С.М. История России с древних времен. М. 1960. Кн. 1. С. 1055.

12 В.Лысенко, С.В. Комарова. Ткань. Ритуал. Человек. Тра-диции ткачества славян восточной Европы. СПб. 1992.

13 Русский традиционный костюм... С. 40. 14

14 Русский традиционный костюм... С. 284.

15 Русский традиционный костюм... С. 223.

16 Интересно, что в Потребнике есть специальная священническая молитва повойнику.

17 См.: Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.

18 Сборник о мирщении и брадобритии. Типография при Преображенском богаделенном доме, в Москве в лето 7419 (1911). Л. 24.

19 Книга 1-я Паралипоменон, глава 19, стих 4.

20 Устав о християнском житии. О хождении во одежде, еже неподобно християном. Аще муж или жена облекутся во одежду не по преданию отеческом, да будут анафема. Глава 34.

21 Капуста Л.И. Народное искусство Карелии и художественные традиции Выга. Культура староверов Выга. (К 300 — летию основания Выговского старообрядческого общежительства). Петрозаводск :«Карпован Сизарексет». 1994. С. 38.

22 См.: БАН. Собрание Дружинина № 8 и Пушкинский дом. Собрание № 3. Автограф Андрея Денисова.

23 Фролов Г.Е. Заветы старины. Месяцослов на лето 1999 христиан древлеправославно-кафолическаго исповедания и благочестия старопоморскаго согласия. М. 1999. С. 47.

Статья взята из древлеправославного месяцеслова на 2007-2008 годы

Наверх