старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

История

Переписка Заволоко с Чувановым

   Письма И.Н.Заволоко

   Письма И.Н.Заволоко М.И.Чуванову

Из переписки И.Н. ЗАВОЛОКО

В 2008 году исполняется две круглые даты, связанные с именами двух наиболее известных староверческих деятелей конца XX века — 110 лет со дня рождения Ивана Никифоровича Заволоко и 20 лет со дня кончины Михаила Ивановича Чуванова (см. календарь памятных дат)

Этих двух неутомимых радетелей на духовной ниве древлеправославия и древнерусской культуры связывала многолетняя дружба и огромная переписка по самому широкому кругу вопросов. Публикуем письмо И.Н. Заволоко к М.И. Чуванову в связи с обсуждением предполагаемого издания «Краткого очерка истории древлеправославной староверческой церкви».

Второе публикуемое письмо отправлено И.Н. Заволоко в 1983 г. в город Вязники Владимирской области одной из христианок, здравствующей и ныне, где он наставляет ее в правилах христианского жительства и богослужебного устава.

Письмо И.Н. ЗАВОЛОКО М.И. Чуванову

Дорогой Михаил Иванович!

Получив от тебя «Краткий очерк истории древлеправославной староверческой церкви», я два раза внимательно перечитал «Очерк», сделал нужные заметки и переслал Лаврентию Силантьевичу. В город не хожу. Получил сведения, что Л.С. читает машинопись. С ним более месяца не виделся. Не знаю ничего о его отношении к «Вестнику».

Выполняя твою просьбу, поделюсь своими впечатлениями от прочитанного. Уже на первом листе обратил внимание на фразу: «Приняв христианство, русский народ вложил в нее(веру) лучшие черты национального характера. ЭТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ НЕ В СМЫСДЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ».

Разве «формирование» национальной религии нужно считать отрицательным явлением? Для исторического развития народа, государственности не обязательно «призывать варягов». Или автоматически пересаживать на свою родную землю достижения других народов? Изложив историческое развитие идеи единства и национального самосознания (Куликовская битва, Сергий Радонежский, творчество Андрея Рублева), упомянув о ИДЕЕ Третьего Рима, автор отмечает: «Возможно, этот шаг (автокефалия русской православной церкви) В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ НАРУШИЛ В РОССИИ ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ» (л. 5). Но делает оговорку: «НО ИМЕННО ТОГДА И ЗА-ОЖДАЕТСЯ УБЕЖДЕННОСТЬ В МЕССИАНСКОЙ РОЛИ РУСИ» (там же).

«Два Рима — падоша... Истинное благочестие сохраняется только на Руси. Нашим предкам хорошо были памятны слова преп. Максима Исповедника: «ХРИСТОС ГОСПОЛЬ КАФОЛИЧЕСКОЮ ЦЕРКОВИЮ НАРЕЧЕ БЫТИ ПРАВОЕ И СПАСЕННОЕ ВЕРЫ ИСПОВЕЛАНИЕ» - Четьи Минеи 21 января.

А автор говорит «чувство вселенское ослабело». И категорически заявляет: «НО РУССКОЕ ПРА-ВОСААВИЕ НЕВОЗМОЖНО БЫЛО ОТОРВАТЬ (? - И.Н.З.) ОТ СОЗНАНИЯ ПРИНАД-ЕЖНОСТИ К ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ» (л. 6).

В очерке рассказывается о НИЛЕ СОРСКОМ: «ВОЗЗРЕНИЯ КОТОРОГО ВОПЛОТИЛИ ИДЕИ ИСИХАЗМА» (лист 6). Но ведь в наших святцах Нил Сорский не упоминается.

Или справка о митрополите Киприане, который был «исповедником политического исихазма» (лист 4). Нельзя согласиться с мнением автора о взаимоотношениях Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. А он делает вывод: «СЛЕДУЕТ ОЦЕНИВАТЬ ИХ ЖИЗНЬ НЕ НАУКООБРАЗНЫМИ ТЕОРИЯ-МИ. ПАМЯТУЯ О ВЫСШЕМ РАЗУМЕ» (л. 8).

В первой части «Краткой истории...» достаточно уделено внимания проблеме взаимоотношения церкви и государства и значению деятельности Стоглавого собора 1551. «Но идеал столкнулся с реальной жизнью и был поражен опричниной и смутным временем» (л. 9). «В 20-40 гг. начинается (? — И.Н.З.) процесс восстановления, одновременная подготовка к выходу НА МИРОВОЙ ПРОСТОР, Т.Е. ИСПОЛНЕНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ МИССИИ МОСКВЫ КАК III РИМА» (10 л.).

Эту задачу стал осуществлять «КРУЖОК БОГОЛЮБЦЕВ» (л. 11-15). Автор пишет»: «ЛУЧШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, ВДОХНОВЛЯЯСЬ ИДЕАЛОМ ИЗБРАННОСТИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ И МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, ПРЕДПРИНЯЛИ ШАГИ В ДЕЛЕ ПОД-ГОТОВКИ НАРОДА К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИССИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРЕДАННОСТИ ИДЕЯМ ХРИСТИАНСТВА» (л. 11).

«Истинным вдохновителем нового движения (? — И.Н.З.), позже получившего название «кружка боголюбцев», стал нижегородский священник ИВАН НЕРОНОВ» (там же). В 1636 г. он и группа нижегор. Иереев [обратились]«к ПАТРИАРХУ ИОАСАФУ, С ПОСЛАНИЕМ, В КОТОРОМ ОНИ ДАЛИ ПЕЧАЛЬНУЮ КАРТИНУ РУССКИХ ЦЕРКОВНЫХ НРАВОВ И ПРОСИЛИ ПРИНЯТЬ СРОЧНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПОЛНЯТИЯ БААГОЧЕСТИЯ И СПАСЕНИЯ НАХОЛЯШЕГО-СЯ В ОПАСНОСТИ ПРАВОСДАВИЯ» (л. 11).

После Смутного времени процесс обмирщения зашел так далеко (пьянство, безнравственная жизнь среди духовных лиц и мирян, нарушения устава церковной службы), что нужны были срочные мероприятия. Не о высокой миссии Руси идет речь. Неронова поддержал царский духовник Стефан Внифатъевич (в «Краткой истории...» «Вонифатьевич» — не по старообрядчески). «ГЛАВНЫМ ПУНКТОМ ПРОГРАММЫ БЫЛО «ОБНОВЛЕНИЕ (? - И.Н.З.) ЛИТУРГИИ. В ПЕРСПЕКТИВЕ ОНИ ВЕРИЛИ В ТО, ЧТО ВСЯ РОССИЯ, ВЕСЬ РУССКИЙ НАРОД БУДЕТ БЛАГОГОВЕЙНО ПРЕДСТОЯТЬ ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ТАЙНОЙ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВ. ДАРОВ. И КОГДА ВСЯ СТРАНА ПРИЧАСТИТСЯ ТЕЛУ ХРИСТОВУ, ТО ТОГДА ИМЕННО И НАЧНЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ЗЕМЛЕ» (л. 12). В литературе (старообрядческой, у Каптерева и пр. ученых) употреблялось «кружок ревнителей благочестия». В него вошли кроме царя Аввакум и митрополит Новгорода Никон. «В ГОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФОРМАТОРОВ СОБРАВШИХСЯ ВОКРУГ НЕРОНОВА (1631-1651) РАСЦВЕТ МОСКОВСКО-ГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ» (л. 13). «Справщики не страшились (?) ИСПРАВЛЕНИЯ (?) ТЕКСТОВ, НИ ОТДЕЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ (л. 13). Шел процесс «ОЦЕРКОВЛЕНИЯ ВСЕИ ЖИЗ-НИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА» (л. 13). «ИМЕННО БУДУЩЕЕ СТАРОВЕРИЕ ВОСПРИНЯ-ЛО И СОХРАНИЛО ОБРАЗ ПРАВОСЛАВНОГО ЦАРСТВА» (л. 13).

«БОГОЛЮБЦЫ ТВЕРДО ШЛИ ПО ПУТИ ОЦЕРКОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. СТРЕ-МИЛИСЬ ВНЕСТИ ДУХОВНОЕ НАЧАЛО ВО ВСЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МОСКОВСКОЙ РУСИ» (л. 14).

Когда в 1652 г. патриарх Иосиф скончался, «БОГОЛЮБЦЫ ВЫДВИНУЛИ КАНДИДАТУРУ СВОЕГО ЕДИНОМЫШЛЕННИКА МИТРОПОЛИТА НИКОНА» (л. 15). Патриарх Никон стал проводить реформы и «обновления» богослужения. «НИКОН БЫЛ СЛИШКОМ НЕТЕРПЕЛИВ И НЕПОДГОТОВЛЕН, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НЕ ПРИЧИНИВ УЩЕРБА СТАРЫМ» (л. 16). «СТРАННАЯ ЛЕГКОСТЬ РАЗРЫВА С ПРОШЛЫМ» (там же). Не ясно изложена в «Истории» причина расхождения боголюбцев с патриархом (?). Кратко упомянуто о ссылке видных деятелей кружка боголюбцев. О соборе 1654 г. на котором еп. Павел Коломенский был избит кем-то (а в Деян. собора 1667 г. Никон обвинялся за избиение еп. Павла). «ОППОЗИЦИЯ БЫЛА СЛОМЛЕНА (л. 17). Правда в «Истории» говорится, что «ПАТРИАРХ ПРИКАЗАЛ ИС-ПОЛЬЗОВАТЬ ВМЕСТО СТАРЫХ СЛАВЯНСКИХ И ГРЕЧЕСКИХ КНИГ ВЕНЕЦИАН-СКИЕ ИЗДАНИЯ (л. 18) и вместо Студийского (К-ского устава) ([который] в 10 веке русские приняли от греков) ввел новый — Иерусалимский (греки произвели у себя замену в XIII в.) (л. 16).

«ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАСКОЛ ПРАВОСЛАВИЯ ПРОИЗОШЕЛ В СЕРЕДИНЕ XVII СТОЛЕТИЯ ВСЛЕДСТВИЕ АНАФЕМ И РЕФОРМАТОРСКОЙ (!) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1653-1667 гг.» В общественной жизни страны произошли резкие перемены. «ИЗМЕНИЛИСЬ ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛЬЗУ ПОСЛЕДНЕГО» (л. 23).

Русское общество (?) раскололось: иерархия и правительство вступили в борьбу со сторонниками традиции (л. 23).

«ВОЖДИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ПРОТИВОПОСТАВИЛИ СВОЙ ИДЕАЛ ИСХОДЯ ИЗ СТРОГО ТРАДИЦИОННОГО ПРАВОСЛАВИЯ. ОНИ НЕ ПРОСТО ВЕЛИ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОБРАТНО К ДРЕВНЕЙ МОСКОВСКОЙ ВЕРЕ, А К ВЕРЕ НОВОЙ. ОСНОВАННОЙ НА БОЛЕЕ ГОРЯЧЕЙ, БОЛЕЕ АКТИВНОЙ И БОЛЕЕ ЦЕЛОСТНОЙ ЖИЗНИ» (л. 24).

Это выдержка из сочинения С. Зеньковского «Русское старообрядчество» (Мюнхен, 1970, с. 487). И вся «Краткая история...» является переложением этого сочинения Зеньковского. Зеньковский в собирательном понятии «старообрядчество» видел четыре различных по идеологии движения: старообрядцы-поповцы и «весьма неточно называемые старообрядческим безпоповским движением (стр. 495), христовщина и нетовщина.

В «Истории...» не приведены сведения, характеризующие взгляды Зеньковского на старообрядцев-беспоповцев. Боголюбцы, по мнению автора, дали первых вождей этому движению, из которого развилось поповщинское старообрядчество. О происхождении беспоповцев 3. говорит следующее: «Почти одновременно с «походом церковным» боголюбцев началось в 1630 году движение «лесных старцев» (вождь старообрядцев Капитон), которое уже через четверть века стало оформляться в беспоповщину» (стр. 489).

На этом оборвал это письмо как неудачное и заново написал другое Чуванову

Письмо И.Н. Заволоко Павле Павловне

 «Сон отложи душе лнлыя ленности и усердно бодрствуй, к Божественным заповедем. Приближается жених свещеносец. Потщимся Тому на сретение!»

Триодь Постная. Вторник 1-й недели В. Поста.

С великою Четыредесятницей приветствую, глубокоуважаемую Павлу Павловну!

«Пост узаконен еще в раю — говорит Св. Василий Великий. А там не было ни заклания животных, ни мясоястия» (Бес. I о посте). «КТО ОГРАНИЧИВАЕТ ПОСТ ТОЛЬКО ВОЗДЕРЖАНИЕМ ОТ ПИЩИ, ТОТ БЕСЧЕСТИТ ЕГО» - говорит св, Иоанн Златоустый. «ПОСТ ЧИСТ (истинный) УДАЛЕНИЕ ГРЕХА, ОЧОЖДЕНИЕ СТРАСТЕМ, ЛЮБЫ К БОГУ, МОЛИТВЫ ПРИЛЕЖ-НЫЯ, СЛЕЗЫ СО УМИЛЕНИЕМ, И О УБОГИХ ПОПЕЧЕНИЕМ, ЧКОЖЕ ХРИСТОС В ПИСАНИЯХ ЗАВЕЩА» (Тр. П. Понед 2-й недели Трипеснец Песнь 1-я).

Истинная цель поста — укрощение плоти (изменением качества и количества пищи) и оживление души. Пост есть врачество для души.

Главное внимание постящегося должно быть направлено на оцищение ума от греховных помыслов, укроще-ние страстей (чревоугодие, сластолюбие, гортанобесие, вещелюбие, сребролюбие) и на цела добродетельные.

ПОСТ УКРЕПЛЯЕТ ДУШУ, говорит св. Иоанн Златоустый, - СООБЩАЯ ЕЙ ЛЕГКИЙ ПОЛЕТ, ДЕЛАЕТ ЕЕ СПОСОБНОЙ ПОДНИМАТЬСЯ НА ВЫСОТУ (духовности) ПОМЫШ-ЛЯТЬ О ГОРНЕМ (I Бес. На кн. Бытия).

Человек постящийся, по учению Церкви, должен прежде всего очистить себя от увлечения греховными слабостями. Суета мирская, хлопоты житейские, разные развлечения — заполняют наш ум и сердце. И нам некогда думать о самом главном — о душе нашей. Пост пробуждает, отрезвляет нас от сна греховного. Пост — время для духовного подвига — воздержания от всего, что лишает нас благодати Божией. «ОТЛОЖИВШЕ ДЕЛА ТМЫ, БРАТИЕ, И ОБЛЕЧЕМСЯ ВО ОРУЖИЕ СВЕТА» (ТР. П. Вторни 1 нед. Пост. Песнь 9).

Премудро установила Церковь посты пред Великими Праздниками. Пост облекает нас в чистоту душевную и телесную, дарует нам возможность достойно встретить предстоящий светлый, Божественный Праздник.

[...]

В «Старообр. Церк. К-ре» за 1980 г. на стр. 12 и 14 описал я вкратце историю «Вязниковских страдальцев» за веру (1660 гг.). Имена некоторых из них приведены в «Синодике», изданном Христ. Типографией при Преображ. Кладбище в Москве (Издана лета 7416, л. 63). Что сохранилось в памяти современных жителей г. Вязники об этих событиях? Какие-либо предания, рассказы, стихи духовные? Существовала ли раньше в Вязниках моленная? Как себя называют теперь потомки Вязниковских староверцев?

Какие были в прошлом в Вязниках староверческие деятели на духовном поприще?

Написала ты мне, что не только читаешь, но и переписываешь «Поморские Ответы». Благое дело! Сейчас сами староверцы не знают своей истории. Да и заниматься сейчас этим мало желающих. «Время своя слуги собирает!» Есть еще очень ценная книга «ЩИТ ВЕРЫ» конца XVIII столетия. Содержит богатый материал. Выговцы были несколько стеснены угрозой расправы с ними (так действовал в н. Новгороде Питирим) и потому высказывали свои мысли очень сдержанно.

Послал я тебе «Историю Ц.». По использовании пришли. Книга единственная. Тоже редкостью стала. Календарь опять запаздывает. Прошла первая корректура. Может быть в середине или в конце апреля выйдет календарь. Поэтому прилагаю выборку из устава на 1983 год о Благовещении. И напоминаю, что на второй день Пасхи будет отмечаться память св. Георгия (вместо страстной пятницы). Служить по примеру празднования Благовещения в 1980 г. (приходился на Светлый понедельник, а Пасха была 24 марта).

Рига. Март 7491 г. (По западному 1983)

И.Н. Заволоко

По материалам Древлеправославного месяцослова за 2007-2008 годы.

Наверх