старопоморцы федосеевцы
Главная
Устав
Основы вероучения
Богословие
Последние времена
История
Прошлое и настоящее
Никонианщина
Контакты Полезные ссылки О нас

Богословие

Поучение игумена Моисея о чрезмерном пьянстве

(Игумен Моисей понимает «пьянство» как излишество вообще)

(Игумен Новгородского Антониева монастыря Моисей умер в 1187 году)

 Бог вложил человеку желанье духовных и плотских поступков: сну свое время и мера, желанию пищи и время, и мера, и питью свой срок и умеренность, потребности женщин время и мера – стоит ли дальше слова продолжать?

Любому желанию время и мера назначены живущему в вере одной, в христианстве. Но если же все те желанья исполнить кто хочет  без меры и времени – грех будет в душе, а в теле недуг. Рождается всякий недуг в человеческом теле из желчи. Желчь же свернется от чрезмерной еды и питья, и лежания, и от женской ласки без меры и срока. Желчи же три в человеке: желта, зелена и черна, от желтой – горячка, зеленая даст лихорадку, от черной же- смерть, то есть кончина души. Дьявол тогда возликует о гибели человека. Такого недуга Бог не создал, но сам в себе создает человек тот недуг непотребным поступком без меры и сам осуждает себя на мученье, и коль скоро не покается, то не удержится он от того. А делал бы в нужное время и в меру, и был бы спасен. Пусть каждый, веры достойный, обычая держится так: желанию – время, а на избыток желанья узду налагать воздержанья, если же будет желание впору, то делай что хочешь – но в меру, а не безмерно. Насколько больше нас кони, насколько быстрее нас пес, а каждый из этих животных, как видим, в еде и в питья пренебрегает обжорством: хоть не раз понуждаемы будут, не захочет сверх меры принять, неужели коней тех мы хуже? Если видим: скотина завязла –не отвергаем ее, если же видим друга постоянно в шатанье – лишь посмеемся. Так не сделаем, братья, мы так, дабы не быть осужденным на муку: жизнь коротка, а мучение – долго и бесконечно для грешных.

Поучение игумена Моисея о Присягах и клятвах

Пророк говорит: оттого закрылись небеса, не пуская дождя на землю, что люди клянутся Богом и его святыми, и друг друга понуждают на клятвы, и Церковь Святую, невесту Христову, оскверняют присягой. Приведя, приносят в жертву сына на глазах матери. Слуги этой матери и брата своего по крещенью святому и духу пью кровь закланного сына той матери. И вот почему все силы небесные объяты ужасом, ведь Бог запрещает понуждать человека на присягу и клятву. Похожа на то и другая причина: жертву приносят языческим богам и болезни лечат колдовством и заклятьем, бессильного демона, называемого Трясцей, изгоняют какими-то лживыми знаками, отверженных бесов языческих, на шарах их рисуя, помещают на священном столе во время святой литургии. И тогда содрогается в ужасе множество ангелов, и Бог потому, прогневаясь, не пускает на землю дождя, что не велит Бог болезни лечить колдовством и заклятьем, не бесов просить – на охоту идя, или торгуя, или милости царской надеясь. Беда христианам, так поступающим, и мученье страшнее языческого, если того не оставят и не покаются! Ибо век этот короток, а мука долга и бесконечна!

Наверх