Оглавление  

Глава 17
О Святом Духе новое учение

Новый Символ веры без истиннаго. Порицание исповедывать Духа Святаго истинным. Клятва на прежний символ веры.

Новый символ веры.

Скрижаль, изданная патриархом Никоном в 1656 г., л. 414, 419 и 420.

Часослов, изданный при Никоне в 1657 г., л. 16 и 32.

Часовник, изданный при Никоне в 1658 г., л. 9.

Потребник, изданный при Никоне в 1657 г., л. 39.

Деяние собора при патриархе Никоне, 1654 г., л. 7.

Деяние собора 1666 г., л. 30, 1 счета.

И в Духа Святаго Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго.

Символ веры, по Скрижали Никона патриарха, по соборй 1666 г. и вообще по всем новым изданиям, до настоящаго времени.

Верую во единаго Бога Отца вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, не сотворена, единосущна Отцу имже вся быша...

И в Духа Святаго Господа животворящего, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Порицание исповедывать Духа Святаго истинным.

Постановление собора 1666 г., л. 5 обор.

И святый символ приимати, и глаголати, яко святии и богоноснии Отцы в первом вселенском соборе, иже в Никее, и во втором вселенском соборе, иже в Константинополе, написаша греческим языком: и прочие вселенстии и поместнии собори приимаша и утвердиша, якоже ныне исправлено противо греческаго, и напечатася славенским языком без прилога истиннаго и без всякаго изменения. Тако убо всем держати повелеваем, и глаголати в церкви, и повсюду исповедание православныя веры.

Жезл Правления, час. 1, л. 58, изд. в Москве, 1753 г.

Да весть всяк православный, яко сердцем веруем, усты же исповедуем, и велегласно вопием: Духа Святаго быти Бога истиннаго; равне якоже и Отец есть Бог истинный, и Сын есть Бог истинный. Обаче в символ прилагати сего имене, истиннаго, до Духа Святаго, не дерзаем, и хотящим прилагати возвраняем, того ради: яко его же отцы святии в символе не положиша.

Увет Духовный, Иоакима патриарха, гл.13, л.166 об., издание второе, Москва в Синодальной типографии, 1882 г.

Сие убо предложше, возвещаем вам, о православный роде российский, мы архиереи, стражие стада словеснаго, пастырие душ ваших, яко в греческом символе, ему же символ славенский всячески праведно ответовати долженствует, не обретается сие прилагательное имя истиннаго... Аще же прежде некими прилагашеся по невежеству, ныне, благодатию Божиею, умудрившеся, отложити подобает.

Никифор Астраханский, л. 140, изд. москов. 1800 г.

Помянутый Московский собор приложение слова истиннаго законно, справедливо и свято отъял от символа.

Иероманах Пафнутий, Записки по народным беседам, стр. 29 и 30, изд. Москва, 1877 г.

По новейшему переводу, сделанному секретарем братства св. Петра митрополита, г. Субботиным, тот же самый текст символа представлен так:

И во единаго Господа Исуса Христа (смотри деяние собора 1654 г.). Каковому переводу символа веры лучше верить: изданному ли братством св. Петра митрополита, в коем изображено Исуса, или Никоновскому, начертавшему Иисуса: Вот, например, еще во очию нашею, переделали надпись Спасителя: вместо Исус написали Иисус, на древнем чудотворном образе, на Кремлевской Спасской башне.

Клятва на прежний Символ веры.

Определение собора 1666 г., л. 33.

Сего убо ради повелеваем мы, православнии патриарси, со всем освященным собором, с великою клятвою, еже святый символ приимати, и глаголати без прилога (истиннаго), яко же святии и богоноснии отцы, в первом и во втором вселенских соборах, написаша гречески: якоже ныне исправлено, и печатается славенски.

Там же, л. 33 обор.

Сие есть наше толкование и заповедь о святом символе.... Аще же кто будет противлятися нам, и всему освященному собору, Богу противляется и уподобляет себе прежним проклятым еретиком. И сего ради наследити имать, якоже и тии еретицы, анафему и проклятие святых богоносных отец, святых седми вселенских соборов. И в страшный суд о сем осужден будет от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во втором его и страшном пришествии.

Там же, л. 13 обор., 1 счета.

К сим во веки ничесо же имамы приложити, отъяти, или изменити. Инакоже держащися, прилагающия, отъемлющия или изменяющия, за враги имамы и супостаты церкве Божия.

Там же, л. 93.

Аще ли кто ныне начнет прекословити о изложенных винах на соборе сем великом, от святейших вселенских патриарх, яже исправиша и узаконоположиша о аллилуии, и о кресте, и о прочих винах, яже писана суть в соборном изложении настоящаго сего собора, в лето от Божия по плоти рождения 1666 г., и в книзе Правления Жезла, да будет, по апостолу Павлу, в правду самоосужден и наследник клятве сего собора, писанней в соборном деянии его, яко преслушник Божий и святых отец правилом противник.

Никифор Астраханский, Ответ 10, стр. 282, изд. 1880 г.

Что же страшныя клятвы и отлучения от церкве, изложенныя в Скрижали, Соборном Свитке и Обличении суть истинны, мы отрицать не можем. Ибо оныя произнесены от проповедников истины.

Там же, стр. 115.

Но клятву соборную трех святейших патриархов, которая через себя есть важнейшая, поклику праведная, и против винных положенная, кто разрешить может;

Оглавление

Глава 18
О единоверии

Единоверие различествует с Церковию в догматах. На единоверцах лежат клятвы.

Единоверие различествует с Церковию в догматах.

Свящ. С. Никольский, ставропольский епархиальный миссионер, Единоверие — ступень к православию, стр. 12, изд. 1894 г.

Что есть единоверие; Единоверие есть условное единение старообрядцев с православною церковию... Единоверие с церковию не составляет, повторяем, чего-либо отдельнаго, самостоятельнаго от православной церкви; но так как в молитвах, песнопениях и тайнодействиях совершения таинств у единоверцев, по букве содержимых ими старопечатных книг, есть отличия, то эта новоблагословенная церковь имеет, во всяком случае, свою, ей исключительно принадлежащую, обособленность, резко отличающую ее от церкви православной, касающуюся обрядовой внешности преимущественно.. В одном случае касается и сущности исповедания веры, каково употребление в символе веры, в изложении учения о лице Святаго Духа, слова «истиннаго», чем нарушается уже единообразие самого исповедания веры, ибо церковь не знает и не приемлет таковаго добавления в чтении исповедания о третьем лице Пресвятыя Троицы... Единоверие совершенным соединением с церковию признать нельзя, как написал по всей справедливости митрополит Платон, в 1800 году, завершитель акта единоверия пред самодержавною властью императора, признавая единоверие именно лишь только довольным образом сближающим или паче соединяющим старообрядцев с церковию. Ибо разности у единоверия с церковию не обрядовыя только, нельзя же закрывать глаза, а касающияся веры, хотя в слове исповедания, и потому суть прямо заблуждения и погрешности... Единоверие — раскол. Единоверие новшество.

Сборник протоколов общества любител. духовн. просвещения, 1873 и 1874 гг., стр. 114 и 115.

При таком понятие об особенностях в обрядах единоверческой церкви, обнаруживается в них дух отчуждения от православной церкви и более или менее неприязненное отношение к православию и православным... Что такое наши единоверцы; Не отступая нисколько от правды, можно прямо сказать, что это полураскольники, ибо наши единоверцы не только разнствуют с православными в обрядах, но гнушаются обрядами, принимаемыми православною церковию, чуждаются православных священников и архиереев.

Православное Обозрение, 1888 г., январь, стр. 127 г. Письма Ельпидифора, епископа Вятскаго.

И эту церковь (единоверческую) считаю каким-то непонятным учреждением, мало соответствующим на деле своей цели, унизительным для православной церкви и опасным, чтобы не породило разделение церквей и церковной иерархии.

Епископ Порфирий Успенский, Книга бытия моего, т. 4, стр. 258, изд. 1896 г.

Антоний молвил потом, что безпоповщинцы теперь реже присоединяются к так называемой у нас единоверческой церкви, догадавшись, что она ловушка для них.

Его же, т. 6, стр. 316, изд. 1900 г.

Вселенско-соборное законодательство необходимо нужно и в наши дни. Например, вселенский собор снял бы проклятие с наших единоверцев.

На единоверцах лежат клятвы.

Епископ Питирим Нижегородский, Пращица, ответ 212, л. 345, изд. 1752 г.

Тако и в прешедших летех, до правления старопечатных книг, аще и служили на седми просфорах и прочая нововводная отправляли: ибо тако тогда повеление было великороссийския церкви: и не по противлению восточной церкви, но по сущему неведению: и тии иереи от патриархов восточных и московских не прокляти быша и не отлучены. А ныне на седми просфорах, и воображение полагати креста, сицевым образом: с тростию и с копием, и с главою адамовою, никто служити не будет, кроме вас противников. Понеже убо противящихся в таковых соборне восточнии патриархи: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Московский патриарх Иоасаф, и вси российстии архриереи проклятию предаша и священства извергоша и всякаго священнодействия весьма обнажиша. И аще котории попы, невежди суще, вами прельщении и весьма развращеннии, ныне дерзнут тако (т.е. по древнему) служити, противящеся восточней и великороссийстей церкви и вышепомяненной соборной клятве, таковии суть прокляти и отлучени и извержени, и весьма священнослужения обнажени. И от таковых, собором проклятых, и изверженных, и священства обнаженных, не может быти сущее святое тело Христово и кровь Христова весьма.

Иеромонах Иоанн, Доказательства древности троеперстнаго сложения, стр 49, изд. 1872 г.

Двуперстное сложение бывшим в Москве 1667 года важнейшим собором отвержено совершенно, яко святой церкви чуждое и противное: молящиеся таковым перстосложением преданы страшной клятве и анафеме, а ежели кто из таковых будет священническаго чина, таковой извергается священства по правилам онаго собора.

Игнатий, митрополит Сибирский, Послание 1, стр. 70, изд. 1857 г.

И от сих нам познати достоит, в каковом отступстве пребывают все тии, иже удаляются от святыя церкве, и от изображения святыя Троицы треми первыми персты десныя руки. Воистину убо оных мощно нарещи, яко самых сатаниных угодников и бесовских служителей.

Там же, стр. 106.

Божественной же благодатью всесвятаго и животворящаго Духа, не попущено бысть злобесному оному еретическому соблазну арменскаго учения двуперстнаго сложения.

Там же, стр. 105.

Святии патриарси и весь освященный собор тую ересь отгнаша и прокляша сицевыми глаголы: предание (рече) прияхом с начала веры, от святых апостолов и святых отец, и святых седми соборов, творити знамение честнаго креста тремя первыми персты десныя руки: и кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держит с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов: сего и ради имамы его отлучена от Отца, и Сына и Святаго Духа, и проклята.

Старообрядческий Вестник, 1907 г., № 1, стр. 12–15, Присяга хотящим взыти на степень священства, Иоакима патриарха, изд. 1679 г.

Проклинаю тех, которыя не знаменуются тремя персты, а знаменуются двумя перстами указательным и великосредним, и иных знаменоватися тако научиша и ныне учат, да будут прокляти и анафема.

Проклинаю тех, которыя служат божественную литургию и полагают на безкровнем жерственнице седмь, а не пять просфир, не приемлют тискати на совершение тела Христова хлеб святаго четвероконечнаго креста Христова, да будут прокляти и анафема.

Проклинаю, иже на псалмопениях, и всюду поют и глаголют Трисвятую песнь, божественная аллилуиа по дважды с приглашением слава тебе Боже, а не по трижды, такоже пети и глаголати и иных учат, да будут прокляти и анафема.

Проклинаю тех, иже не приемлют имя глаголати Господа нашего Спасителя Иисус, а глаголют Исус, и глаголати иных учат, да будут прокляти и анафема.

И обещаюся, яко имя Господа Спасителя моего, как народу проповедовать обещаюся, так и самому глаголати, и писати не Исус, но Иисус, утверждати буду, и во артикуле второго чина точно тако глаголати и во единаго Господа нашего Иисуса Христа и прочее: тако всем сердцем и душею в того Иисуса, а не во Исуса, ниже именованый, верую я.

Проклинаю тех, которые не приемлют триперстное сложение, чрез Иисус Христос кратчайше пяти перстное благословение, пятипросфорное служение, против солнца в крещении, в бракосочетании, в церкве освящении, и инде хождении, и обряды, яже имать мать наша великороссийская церковь, и нарицают то еретическим преданием, а не святыя древлевосточныя церкви законоположение: тако тии глаголющии еретицы, да будут прокляти и анафема.

Служба с акафистом Димитрию, митрополиту Ростовскому, л. 38 обор., кондак 4, изд. 1896 г.

Буря ересей, от преисподних чрез Ария во Греции возродившаяся, а в последняя лета происками Мартина арменина чрез брынских скитоначальников возникшая в нашем отечестве, готова была опровергнуть тишину единыя, святыя, соборныя и апостольския церкви: ты же пастырь добрый, положивший душу твою за овцы, прогнав оных душепагубных волков, бурю суемудрия укротил еси, верныя же научил еси триипостасному Богу взывати: алиллуиа.

Оглавление  

Глава 19
О Святом Духе древнее учение

Дух Святый — Бог истинный. Символ веры. Необходимость веровать в Духа Святаго Господа истиннаго.

Дух Святыи — Бог истинный.

Евангелие от Иоанна, зач. 16, гл. 5, ст. 24.

Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе моего, и веруяй пославшему мя, имать живот вечный. И на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот.

Зач. 31, гл. 8, ст. 31 и 32.

Глаголаше же Исус, к веровавшим к нему иудеом, аще вы пребудете в словеси моем, воистинну ученицы мои будете. И уразумеете истинну, и истинна свободит вы.

Зач. 33, гл. 8, ст. 51.

Аминь, аминь, глаголю вам, аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать видети во веки.

Зам. 43, гл. 12, ст. 48.

Отметайся мене и не приемляй глагол моих, имать судящаго ему. Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день.

Св. Игнатий Богоносец, послан. 6, к Ефесеом, л. 38, изд. 1888 г., киевское.

Аще же человеческия домы растлевающии, смертию осуждаются, кольми паче начинающий учение Христово растлевати, вечную казнь восприимут. Его же ради крест и смерть претерпе Господь Исус, единородный Сын Божий, того учения аще кто отринет, гордостию утолстев и разширев, в геену пойдет.

Евангелие от Иоанна, зач. 48, гл. 14, ст. 15–17.

Аще любите меня, заповеди мои соблюдите. И аз умолю Отца, и инаго Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истинный. Его же мир не может прияти, яко не видит его, ниже знает его. Вы же знаете его, яко в вас пребывает и в вас будет.

Зач. 52, гл. 15, ст. 26.

Егде же приидет Утешитель, его же аз послю вам от Отца, Дух истинный, иже от Отца исходит, той свидетельствует обо мне.

Толкование Феофилакта, л. 249.

И достоверен есть свидетель, Дух бо есть истинный, яко убо истинный Дух, свидетельствует истинну.

Евангелие от Иоанна, зач. 53, гл. 16, ст. 12 и 13.

Еще много имам глаголати вам, но не можете носите ныне. Егда же приидет он, Дух истинный, наставит вы на всяку истинну.

Книга Кириллова, гл. 8, л. 126 обор., изд. 1895 г. Послание апостола Андрея презвитером и диаконом Ахайским.

И всем верующим во единаго Бога Троицу истинную, истиннаго Отца нерожденна, истиннаго Сына единороднаго, истиннаго Духа Святаго от Отца исходящаго, и на Сыне почивающаго.

Преп. Иосиф Волокаламский, сл. 7, л. 293, изд. 1896 г.

Свет же и Дух Святый, истинный и животворящий Бог... Сам истинна, Господь наш Исус Христос, рече бо: егда же приидет Утешитель, его же пошлю вам от Отца, Дух истинный. И паки по мале глаголет, аще любите мя и заповеди моя соблюдете, аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да пребывает с вами в веки, Дух истинный.

Св. Епифаний Кипрский, ч. 5, стр. 127, параграф 3, изд. 1880 г.

Отец есть воистинну истинный Бог, как свидетельствует Сын, знающий Отца и Сын есть истинный свет, знаемый Отцом и свидетельствуемый (Матф., гл. 3, ст. 17) и Дух есть истинный.

Ветринский, Памятники древностей, ч. 2, стр. 296.

Святаго Илария, О соборах, стр. 107, изд. 1801 г.

И бе убо Отец есть истинный Отец, и Сын истинный Сын, и Дух Святый истинный Святый Дух.

Евангельския Беседы, на Иоанна, письменныя, беседа 77, л. 569.

Егда приидет Утешитель, его же аз послю, Дух истинный, иже от Отца исходит, Он свидетельствовати имать о мне. И вы же свидетельствуете, яко искони со мною есть. Он достоверен будет: Дух бо истинный есть, и сего ради не Духа Святаго, но истиннаго его нарече.

Св. Дионисий Ареопагит, гл. 2, о соединенном и раздельном богословии, л. 131. Древняя рукопись, хранящ. в библиот. Д.Д. Крупина, в Москве.

Небо глаголется ныне во Евангели: Дух истины сый, но Дух истинный сый, иже от Отца исходит.

Потребник Большой, гл. 85, л. 563, изд. 1895 г. и Книга Кириллова, гл. 27, л. 258, о фразех; изд. 1876 г.

Святому образу веры, от евангельских речей сложену сущу и яве тако глаголющу о Святом Дусе: и в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, исходящаго от Отца.

О Символе Веры.

Катехизис Большой, гл. 6, л. 31,изд.. 1895 г.

Вопрос. Како его нарицают;

Ответ. Никейское и Константина Града склад, сиречь сложение.

Вопрос. Чего ради его тако нарицают;

Ответ. Никейское и Константина Града нарицается того ради, понеже на двух соборех, на Никейском и Цареградском, бе сложено, на первом и на втором соборе святии богоноснии отцы сложиша его. Греческим языком нарицается Символ, сиречь сложение. Разделяется Символ, сиречь сложение, такожде на двадесять стихов.

Исповедание православныя веры перваго собора.

Верую во единаго Бога Отца вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а несотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, его же царствию несть конца.

Втораго собора.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение, во оставление. грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века, аминь.

Соборник Большой, слово преп. Иоанна Дамаскина, л. 322 обор.

Верую во единаго Бога, Отца вседержителя, творца небу и зелми, видимым же всем и невидимым, и во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго, прежде всех век, и в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и с Сыном споклоняема и сславима.

Книга Кириллова, гл. 47, л. 507 обор., изд. 1876 г. Фотия патриарха Константина Града послание учительно о седмих соборех, и о православной вере, князю Михаилу Болгарскому.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго... Сице убо мудрствуя и веруя, по преданию святыя Божия соборныя и апостольския церкве, о добрыи образе моих трудов, святых и вселенских седмых соборов... Теми бо всяко новое учение и ересь отгоняется...

Преп. Никон Черныя горы, 1 кн., предисловие.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...

Преп. Максим Грек, час. 1, сл. 25, стр. 512, изд. 1862 г.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго... Сия вера пророческая, сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православных, сия веру вселенную утверди.

Стоглав, гл. 9, стр. 68.

Такоже и верую во единаго Бога Отца, нецыи невегласи глаголют: и в Духа Святаго истиннаго. Ино то не гораздо. Сице подобает глаголати: и в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго.

Стоглав, гл. 9, древле-письменный, хранится у Ф.П. Москвина, в Москве.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго. Тако подобает говорити, нецыи же глаголят: и в Духа Святаго истиннаго, и ино то не гораздо и раскольно, понеже Духа Святаго Господем не нарицают.

Триодь цветная, патриарха Иосифа, изд. в 7156 г., в пяток великий, л. 136, по изд. 7418 г., л. 144.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...

Часослов, единоверческой печати, л. 16 и 42, изд. 1893 г.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...

Часовник, патриарха Иосифа, изд. 7156 г.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...

Азбука для начальнаго учения детей, л. 12 обор., единоверческое изд., 1893 г.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...

Потребник, Иосафа патриарха, гл. 11, л. 449, изд. 7147 г.

И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго.

Необходимость веровать в Духа Святаго, Господа истиннаго.

Книга Кириллова, гл. 8, л. 127 обор.,изд. 1876 г.

И потом вторый вселенский собор в Царе-граде святых Отец 150. Тии же сице научиша и предаша: во изложении православныя веры, еже есть Символ: верую во единаго Бога... и в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго.

Книга о Вере, гл. 4, л. 43, изд. 1895 г.

И все пять вселенских последствующии собори с прежними двумя, на них же святых богоносных Отец две тысячи беяху. Такоже и святии Богом собраннии поместнии собори, на них же многие знаменоноснии велиции святии отцы и чудотворцы были. Все свидетельствуют во исповедании православныя веры, еже есть: и в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго. И сие истинное исповедание.

Катехизис Большой, гл. 70, л. 332, изд. 1895 г.

Престани прочее, и покорися священным словесем святых и богоносных отец: Дионисию Ареопагитскому, Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, Афанасию и Кириллу Александрийским епископом, и Григорию Неокесарийскому ариепископу и чудотворцу, и преподобному отцу Иоанну Дамаскину, и прочим святым всем, и собором вселенским святым, иже предаша нам во святей соборней и апостольстей церкви глаголати, и исповедовати, и веровати: и в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго, и прочая.

Католики не исповедуют Духа Святаго Господом истинным.

Макарий, История Русской церкви, т. 9, стр. 625, изд. 1900 г.

 

Символ Римской церкви.

Верую во единаго Бога Отца... и во единаго Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго... и в духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца и Сына исходящаго.

Неизменяемость Символа веры.

Кормчая, гл. 12, 3 всел. соб., прав. 7.

Иже к Никейстей вере иную прилагает, епископ убо чужд епископии: мирский же человек отвержен. Толкование. Иже паче веры, яже святии отцы никейстии, сшедшеся изложиша, еже есть, верую во единаго Бога, к сему аще ино сложение зловерно приложит кто, на развращение и на погибель... Аще же есть епископ, или причетник, от епископии да будет изгнан и от сана извержен.

Преп. Максим Грек, ч. 3, сл. 8, стр. 55, изд. 1862 г.

Третий собор сей заключили и крепце заповедали страшными клятвами святый символ, изложенный прежними двоими соборами, дабы никто же прочее дерзнул по малоумной своей дерзости ни приложити что отнюдь к нему, не уложити из него ни едину черту, ни йоту, ни переменити ни едино речение ни писмени от яже к нем, иже и рекоша тако: аще кто последи дерзнет таково что во святом символе православныя веры, да будет проклят и чуж всякаго благословения и собства христианскаго.

Он же, ч. 1, сл. 15, стр. 344.

И аз тебе глаголю, яко ни едина церкви к тому власть имеет, аще и мертвыя воскрешает, претворити или подвизати святое исповедание уложенныя веры святыми отцы, запечатлебося издавна и заключися отвсюду грознейшими проклинании, и кто дерзнет двигнути нечто от содержимых в нем, сиречь приложити или отъяти, или претворити, повинен Богу и грознейшим онем проклинанием. Неложно бо есть вопияй всегда во церквах Божественный проповедник, иже глаголет: аще кто благовествует нам паче, еже приясте, анафема да будет, рекше отлучен от Христа.

Книга Кириллова, знамение 7, л. 44.

Тако бо и на всех седми вселенских соборех всеми святыми отцы утвержено писанием, и царскими златыми печатьми, что во исповедании православныя веры, еже есть: верую в единаго Бога, не приложити ни отъяти. Аще кто смеет приложити, или отъяти, или переменити, да будет проклят. Написаша же и запечатлеша.

Там же, гл. 5, о Святом Дусе, л. 371 обор.

Та же и теми же глаголы и прочии соборы повелевают, и пятый, и шестый, и седьмый, иже вопиет светлым гласом, глаголя: мы законы церковныя соблюдаем, мы пределы отеческия храним, мы прилагающих нечто, или отъемлющих от церкви проклинаем. И паки: аще кто все предание церковное, написанное или неписанное, отметает, да будет анафема.

Катехизис Большой, гл. 69, л. 335.

Чту и не поколебаю. вселенское уложение. И боюся проклятия от святых Отец, и богоносных папежев Келестина, и Кирилла, и Леонтия, и прочих. Потом и от вселенских соборов, иже глаголаша о священном Символе сице: иже аще убавит что, или прибавит к сему сложению соборному никейскому и цареградскому, аще причетник, да извержется, аще ли мирский человек, да отлучится. И паки: аще кто преминяет, или паки приписует сие сложение, еже верую во единаго Бога, да будет проклят.

Потребник Большой, гл. 79, л. 71, 2-го счета.

Все еретицы, сопротивно мыслящии святым всея вселенныя седми собором, да будут прокляти.

Окруженое послание восточной церкви, послание святаго папы Дамаса, стр. 9.

Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом неправо, тот еретик.

Евангелие от Матфея, зач. 106.

Тогда речет и сущим ошуюю его: идите от мене проклятии, во огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его... И идут сии в муку вечную.

Св. Иоанн Злотоуст, сл. о лжеучителях, стр. 15, изд. 1894 г.

Послушайте, пастырие, и все содержащие храмы молитвенные, вам бо Господь вообразил и показал сие, да последуете стопам его, блюдущеся волков отовсюду, и зело испытно изгоняюще, и стадо невредимо соблюдающе... Врази бо неприязни церковные еретици, ничимже разни от прочих поган, незнающих Бога, во все роды погибели предадятся, по словеси Господню, еже глаголя: всяк сад, егоже не насади Отец мой, искоренится.

Св. Феодор Студит, т. 2, пис. 36, стр. 276, изд. 1908 г.

Те, которые дерзнули открыто нарушить евангелие и не хотевших нарушать его предали анафеме, станут ли заботиться о правилах, хотя и запечатленных Духом Святым, и хотя определением их решается все, относящееся к нашему спасению; Ибо у них нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших душевных болезней.

Оглавление  

Глава 20
Новое учение о кресте

Четырехконечный крест почитается истинным. Хула на осьмиконечный крест.

Четырехконечный крест.

Скрижаль патриарха Никона, гл. 57, изд. 1656 г.

Крестному убо образу от двою древу слагаему, покланяемся, иже на четыре страны разделяются.

Деяние собора 1666 г., л. 6.

По свидетельству великих учителей: Афанасия Великаго и Иоанна Дамаскина, и иных: яко от двою древу, сложенный крест, истинный есть крест.

Увет Иоакима патриарха, гл. 7, л. 112, 115.

О честнем и животворящем кресте Господне четвероконечном многа от святых отец писаний изъявихом ко общему спасению нашему выше сего.

Пращица епископа Питирима, Ответ 115, л. 196, изд. 1752 г., по благословению Синода.

Понеже святии апостолы креста Господня были суще самовидцы, а ни един нигде не написал, яко крест Христов соделан бысть от трех древ: от кипариса, и от певга и от кедра. И кое было тех древ, по вашему разумению, в правом, и кое в преком, и кое в подножии; сего святии апостоли нигде не написали... А еже бы у креста Господня быти выше поперечнаго древа малейшей поперечной же дщице, или в низу поперечному же косому быти древу, ничесого того не воспоминается.

Там же, л. 7 обор., 2 сч.

Ересь пятая Мартина армянина: отметаше двочастный крест.

Жезл Правления, ч. 1, л. 52, изд. 1753 г.

Крестному убо образу, от двою древу слагаему, покланяемся, иже на четыре страны разделяется... Крестный убо образ на четыре страны разделяется: и вышняя убо его праваго древа, вышним рогом содержима суть, нижняя же нижним, посредняя же его двумя концами пречнаго древа содержима суть.

Никифор Астраханский, гл. 8, л. 73, изд. Москва 1880 г.

Из сего удобно следует, что и крест Господа нашего Иисуса Христа из двух древ был составлен. Лист 77. Крест бо есть из двух древ составлен, прочее же все: титла, подножие, копие, губа суть прибавления. Лист 95. Яко от двух древ сотворен есть, как выше показано, сей же есть истинный и законный, в Ветхом Завете предсказанный, церковию от начала приятый, изложенный и почтенный.

Обличник, гл. 2, л. 60, изд. 1745 г.

Яко крест Христов из двух древ, а не из трех, или из четырех бе составлен... Не из оных славных ливанских древ: кедра, певга и кипариса... и не осмоконечный, но четырехконечный.

Хула на осьмиконечный крест.

Обличник, гл. 2, л. 48 обор.

Вид креста Господня бе четвероконечный, а не осьмиконечный... Креста убо образу, от двою древу совокупляюще, поклоняемся. Лист 60 обор. Зрите православнии, коликий смертоносный яд и коликое нечестие сии злокозненнии мужики под осьмиконечным крестом своим... под своими двумя перстома содержат.

Розыск Дмитрия Ростовскаго, ч. 2, гл. 24, л. 169 обор.

Но ведите, яко на четвероконечном римском, а не на осьмиконечном брынском Христос распят бысть.

Сочинение Против раскола, иверскаго архимандрита, грека Дионисия, стр. 40, изд. Москва, 1888 г.

Вам самая нужная и главная вещь в вере о церкви: двоеперстный кукеш арменский, двойное аллилуиа, да осемь концов крестных на просфоре. И так посему можно видеть, что ваша вера столько с Златоустом согласует, сколько Велиар со Христом. Однако можно без сомнения признать, что ваша вера с своими преданиями неновая, но самою вещию древняя и старинная, сиречь древняго Велиара сатаны и его слуг, древних схизматиков, раскольников и еретиков.

Григорий, митрополит Петербургский. Истинно-древняя и истинно- православная Христова церковь, ч. 2, стр. 290, изд. 1874 г.

Потом исконный враг (то есть, диавол) святой церкви расположил этих справщиков церковных книг признать некоторыя частныя мнения своего времени за истины, и самовольно внести их в наши церковныя книги, не смотря на то, что тех мнений никогда в наших церковных книгах не было. Таковыя их мнения были: о сложении двух перстов для крестнаго знамения и благословления, и пении аллилуиа по дважды, об употреблении креста только осьмиконечнаго, о писании и произношении имени Господа Исус, а не Иисус.

Присяга Иоакима патриарха, изд. 1679 г.

Проклинаю всех, иже которые святый и четвероконечный крест не нарицают крестом Христовым, а порицают печатию антихристовою, да будут прокляти и анафема.

Деяние собора 1666 г., 1 счета, л. 38 обор.

От двою древу сложенный есть крест, а прежния бы печати у просфорных вам все поотобрать и отдать их все на Москве в Тимонскую избу, и по градом отдавати десятникам с росписью, за своею рукою, чтобы впредь у просфорниц тех печатей отнюд не было.

Е. Сенатов, Философия истории старообрядчества, вып. 1, стр. 23, изд. 1908 г.

Начало тщательно выметало все, что так или иначе напоминало о старообрядчестве. Восьмиконечный крест на церковных куполах обязательно сменялся на четырехконечный и вовсе не допускался на вновь строящихся храмах.

Оглавление

Глава 21
Истинное учение о кресте Христовом

Крест о трех древ сложен. Крест Христов — оружие победоносное на диавола. Отвергающий его — помощник диавола, отрекается от Христа и находится во власти диавола и есть антихрист.

Крест Христов от трех древ сложен.

Св. пророк Исайя, гл. 60, ст. 11–13.

И отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе силу язык, и цари их ведомыя. Языци бо и царие, иже не поработают ти, погибнут, и языцы запустением запустеют. И слава Ливанова к тебе приидет кипарисом, и певгом, и кедром вкупе прославити место святое мое и место ног моих прославлю.

Зиновий мних, ученик Максима Грека, сл. 36, стр. 523, изд. 1863 г.

От Духа Святаго научившеся, по писанному: слово бо крестное погибающим убо уродство есть, спасающимжеся нам сила Божия есть. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть. И еже: слава Ливанова к тебе приидет кипарисом, и певгою, и кедром, вкупе прославити место святое мое, и место ногу моею прославлю. Показующу славу Ливаном высоту чести от Божества Спасителю миру креста, прославяющу его Богу. Приносится убо слово истинно, яко крест Господень онеми древесы сложен бысть: кипарисом, и певгою, и кедром, иже бысть подножие ногу его, воистину свято есть: на нем бо стоясте нозе его. Явленно пророчеству событие бысть, яко слава Ливанова к Иерусалиму приидет кипарисом, и певгою, и кедром, в кресте Христове.

Житие святаго Григория Омиритскаго, 3 беседа.

Крест Христов от кипариса, и певга, и кедра сложение имать: ибо простое его от кипариса бяше, прекое же от певга, подножие же от кедра.

Четь-Минея, Макария митрополита, месяца сентября 14 дня, слово историческое о обретении креста Хруса Уединеннаго, стр. 688, изд. 1869 г.

Что же есть глаголати о всех пророцех, иже ясно славнаго и будущее им спасение всему миру проповедаша. Что бо яснее рещи: кипарисом, и певгом, и кедром вкупе прославити место святое мое; Понеже бо святая омусиа Троица единою от своих ипостасей смотри створити человеческо спасение крестом. Во истину спасеное оружие от трий древ сложено бысть. И место же святое Божие святая кафолическая апостольская церковь есть, в ней же все вернии животворящаго креста обносяще, всепетую веселием и радостию славословят Троицу.

Соборник Большой, святаго Германа, патриарха Константина Града, слово о кресте и о святых и о честных иконах, л. 314.

Ибо, якоже аз мню, крест, аще и божественныя силы оружие есть победоносно на диавола, и на вся того сопротивныя силы есть, похвалам же похвала вышши всех, но убо от бездушных же есть древес: кипариса убо, глаголю, и певга, и кедра, и не се токмо, но и руками беззаконных древодельным оружием в тридневную смерть Господа Исуса соделан бысть... Сим бо победоносным скипетром разрушил сопротивныя силы Христос.

Катехизис Большой, гл. 11, о страсте Христове, л. 51, изд. 1895 г.

Вопрос. От многих ли древес составлен крест Христов;

Ответ. От трех. Еже сам Господь Бог вещает нам, пророком Исайем глаголющим: Слава Ливанова к тебе приидет кипарисом, и певгом, и кедром, вкупе прославити место святое мое. (Исайя, гл. 60). Едино убо древо прямо вдоль, второе поперек, идеже быша руцы Христовы пригвождены, третие же, идеже быша нозе Христовы пригвождены. Глаголет бо: и место ногу моею прославлю.

Книга о Вере, гл. 9, л. 69, изд. 1895 г.

Соломон премудрый крест назнаменова, глаголя: Благословит бо ся древо, им же бывает оправдание. Разум же писание сего о кресте. Исайя пророк крест назнаменова, глаголя: Слава Ливанова к тебе приидет на кипарисе, и певге, и кедре, вкупе прославити место святое мое. И место ногу моею прославлю... И приидут и узрят славу мою, и оставлю на них знамение.

Книга Кириллова, гл. 13, л. 166, изд. 1876 г.

О кресте, видимом знамении сына человеческаго, Господа нашего Исуса Христа, иже во время страшнаго пришествия его явится на облаце небесных. Ответ православных на вопрос еретиков.

Мы же к ним рцем. О сем уведите, окаяннии, яко можем довести и показати вам, яко сам Господь наш Исус Христос победу на враги крест творити повеле. Но и в прежнем еще законе, истинное подобие, пророки назнамена, еже правоверныя церкви имеет видимое знамение честнаго креста. О нем же пророк Исаия рече (глава 66) сице: приидут и узрят славу мою, и оставлю на них знамение. Кое же знамение; Явно есть, глаголют святии, еже есть крест. На той бо вшед Господь распятися, и даде видети славу свою. Земля потрясеся, и камение распадеся. Гроби отверзошася, и многих телеса усопших восташа, и внидоша во святый град Иерусалим. Той бо крест, на нь же вшед Господь и такову славу свою показа, яко всему миру явлена есть. И остави его знамение церкве своей. И тем явно славу творит и в неверных, и прославляет. Яко тем же Исаием отвеща, тако глаголя: Слава Ливанова к тебе приидет кипарисом, и певгом, и кедром, прославити место святое мое. В тех бо трех древесех, якоже прежнии учители свидетельствуют, сотворен бысть крест, на нь же вшед Господь, прослави церковь, и по словеси Давыдову, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Соборник Болшой, сл. св. Палладия мниха, о втором пришествии, л. 156 обор.

Будет, егда праведницы вниидут с крестом в рай... И сбудутся тогда пророческая словеса, еже рече, глаголя сице: яко отверста будут врата твоя, Иерусалиме, выну, день и нощь и не затворятся, ввести к тебе силу язык. И цари их ведомы, иже тебе не послужат, запустением запустеют. И слава Ливанова к тебе приидет с певгою, и кедром, и кипарисом.

Инок Зиновий, Истинное показание, гл. 36, стр. 524, изд. 1863 г.

Явленно пророчеству событие бысть, яко слава Ливанова к Иерусалиму приидет кипарисом, и певгой, и кедром в кресте Христове. И везде же убо в Богодухновенном Писании, и в Новом, и в Ветхом, крест славу нарицает.

Октай, 2 гласа песнь 9.

Виден бысть возносим на кипарисе, Владыко, и на певге, и кедре, ради благости.

Третьяго гласа в среду на утрени, седален.

На кипарисе, и певге, и кедре вознеслся, агнче Божий, да спасеши иже верою поклоняющыяся вольному твоему распятию, Христе Боже, слава тебе.

Триодь постная, в среду 4 недели поста, по 7 песне.

Яко кипарис милосердие. Яко кедр веру благовонную. Яко певгий истинную любовь приносяще. Господню кресту поклонимся.

Ин ирмос, там же.

Сей крест, тричастный великий, мал видением сый и небес ширши есть, силою своею человеки к Богу возводя присно, им же благословим Христа во веки.

Трифолой, изд. 7145 лета, при патриархе Иоасафе, мая 21 день, в службе царю Константину, по 6 песни икос.

Константина вернии, с материю почтем. Иже пророка и тии словеса послушающе: на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный крест уведеша, имже спасеная страсть последоваше.

Соборник Большой, святаго Феодора Студийскаго, слово на поклонение честнаго и животворящаго креста, л. 404, Письма его, т. 2, стр. 95, изд. 1908 г.

Днесь поклоняемо есть древо живопитательное, и мир весь оживляется к пению, днесь тричастный крест поклоняем есть, и четвероконечная празднуют радостно.

Канон кресту, творение Григория Синаита, песнь 8.

Древо жизни и спасения. Древо безсмертия. Древо разума. Древо трелюбезно, нетленно и неизнуряемо. Крест трисоставный, честное древо Троицу бо носит, трисоставный образ.

Св. Феодорит Студит, т. 2, стр. 138, изд. 1908 г.

Но так как великий апостол поставлен от Бога ловцом... но сети евангельския. Какой для этого он употребляет тростник; Догматы. Какой шнурок для удочки; Плетение богословия. Какой крючок; трехсоставный крест.

Соборник Большой, гл. 62, св. Кирилла, слово в неделю 3-ю по пасце, л. 768 обор.

Даждь ми тело оного Исуса, его же Сыном Божиим нарицают книжницы и царем сказуют фарисеи, ему же ты повеле над главою дску прибити, имущу писание сице: се есть Сын Божий, царь Израилев.

Св. И. Златоуст, т. 8, кн. 2, беседа 85, стр. 574.

Господь допустил быть на нем надписи, и таким образом этот крест сделался известным всем: во-первых, оттого, что он лежал посреди других, а потом и по бывшей на нем надписи, потому что кресты разбойников не имели надписей.

Евфимий Зигабен, на евангелие от Матфеа, стр. 435.

Без сомнения, по Божественному промышлению, надпись была положена только на кресте Исуса Христа. Так как все три креста тогда были зарыты вместе, то найденный много времени спустя крест Господень прежде всего был узнан по надписи.

Соборник Большой, гл. 48, слово св. И. Златоуста, л. 527 обор.

А егда Пилат на досце истину показа, гневастеся, и ставлясте писати. Что глаголаху; не пиши: царь жидовск... Почто не пиши; что вы вред творят писмена; коего вы имения или притяжания лишает истинное письмя; Но аще и фарисеи сие глаголаху к Пилату, ставляху его писати истинна писмена. Он же к ним глаголаше, еже писах, писах. Лепо же есть нам к хульником веры глаголати, егда препрети хотят богоносных, таже еже паче рещи к ним, еже писах, писах.

Евангелие Благовестное, от Иоанна, зач. 60, л. 287 обор.

Евангелие. Написа же и титла Пилат, и положи на кресте. Бе же написано: Исус назарянин, царь июдейский. Толкование. Пишет и титлу Пилат, и полагает на кресте... Являет же титлою, чий есть крест... Да познается, который есть Господень, и того ради устрои на нем титле быти и написанию, да тем знамением познается. Разбойнича же титла не имяста.

Акты Южной и Западной России, т. 2, ст. 247.

Всяк сопротивляяйся святому благовестию Христову, антихрист глаголется и есть.

Крест – оружие на Диавола.

Св. Иоанн Златоуст, т. 11, стр. 952, изд. 1905 г.

Крест Христов есть древо безсмертия, семя нетления, корень правды, росток целомудрия, цвет девства, роза вдовства. Крест оружие мужества и крепость воздержания. Крест основание веры, устройство благочестия. Крест светоч богопознания и отмена приговора. Крест изгнанных возвращение и пленных освобождение. Крест заблуждающихся обращение и падающих возстановление. Крест спасаемых сила и изнемогающих исцеление. Крест праведных преуспеяние и мучеников дерзновение. Крест апостолов проповедь и пророков радование. Крест учителей наставление и иноков похвала. Крест венец мира и проповедник согласия. Крест небесных и земных соединение и преисподних попрание... Предлежит крест и диавол убегает, демоны спешат скрыться... Это грань божественаго попечения о нашем спасении.

Св. Ефрем Сирин, ч. 2, сл. 39, стр. 262, изд. 1893 г.

Какия уста и какой язык восхвалит, как должно, сию непреборимую стену православных, сие победоносное оружие великаго царя Христа; Крест воскресение мертвых, крест упование христиан, крест жезл хромых, крест утешение бедных, крест узда для богатых, низложение горделивых... Крест свет сидящим во тьме, крест велелепие царей, любомудрие для варваров. Крест свобода рабов, мудрость невежд. Крест проповедь пророков, сопутник апостолов, похвала мучеников. Крест целомудрие дев, радость иереев. Крест основание церкви, утверждение вселенной... Крест разорение идольских храмов, соблазн для иудеев... Сим святым оружием Христос расторг всепоядающую утробу ада и заградил многокозненныя уста диаволу.

Канон кресту, творение Григория Синаита, песнь 6, изд. 1896 г.

Крест врагом губитель. Крест злочестивым язва и пленение, и верным держава, благочестивым хранитель и бесом отгонитель.

Стефан Яворский, Догмат о крестном знамении, стр. 33.

Как корабль не может быть без онаго паруснаго столпа, так и церковь не может существовать без креста.

Отвергающий крест отрекается от Христа.

Св. Феодор Студит, ч. 2, письмо 21, стр. 76, изд. 1867 г.

Итак, без всякаго сомнения, если презирающий изображение креста, оказывает презрение Христу.

Св. Кирилл Александрийский, ч. 1, стр. 108, изд. 1880 г.

Которые, вследствие нежелания принять крест, стали под власть диавола и побеждены им.

Зиновий мних, Истинное показание, гл. 35, стр. 510, изд. 1863 г.

Зде же отъемля от людей силу Божию, юже Христос на диавола дарова людем крест свой, им же испроверже всю силу вражию, связав диавола, егоже силы трепеща, диавол научи Косого отвращати люди от креста. Не может бо диавол приближитися тамо, идеже крест Христов славим есть. Сего ради Косым, своим ему рабом, отвращает люди от креста, да возможет на человеки диавол на неимущих креста Господня, лукавнуя отвращает, глаголя: не приемлет Бог Христова креста.

Св. Игнатий Богоносец, послание 3, к Филипписием, стр. 49 обор., изд. 1888 г.

Князь бо мира сего радуется, егда кто креста отрицается: зане погибель свою знает исповедание креста. Сей бо есть победоносное знамение против силы его: егоже аще видит, трепещет и слыша боится, и дондеже не бысть крест, тщашеся быти тому, и действоваше в сынех противления... Но яко чувствоваше свою погибель. Начало бо его осуждения крест Христов, начало смерти, начало и погибели. Тем же и действует он в некиих, да отметаются креста.

Апокалипсис, издан. в Киеве, 1625 г., слово 18, гл. 17, зач. 54, стих. 8, стр. 177, толкование св. Андрея Кесарийскаго.

Зверь его же видел еси, бе, и несть. Сей зверь сатана есть, иже убиен бысть крестом Христовым. Паки при кончине ожити глаголется, действуяй знаменьми и дивесами прелестными: чрез антихриста отвержение и запрение креста. На поле. Креста или Христа отвержение чрез антихриста соделати тщится сатана.

Мелетий, патриарх Александрийский, т. 2, стр. 137, изд. 1872 г.

Кому неприятен крест Христов, тот сатана для Христа, сын погибели для Павла.

Св. Феодор Студит, ч. 2, пис. 1 стр. 5 и 6, изд 1867 г.

Так же точно надобно разсуждать и касательно изображения честнаго креста: чрез поклонение этому изображению чествуется поклонением и животворящее древо. Равно как и наоборот, при уничтожении перваго по необходимости уничтожается и второе... Такова евангельская вера нас грешных. Таково апостольское исповедание нас смиренных. Таково преданное от отцев богопочтение нас нижайших. Паче этого если не только кто-нибудь из нынешних или древних, но если Петр и Павел, говорим о невозможном, как бы о возможном, даже если пришедший с самых небес станет учит и проповедывать (гал., гл. 1, ст. 8), то мы не можем принять его в общение, как не согласующегося с здравым учением веры.

Св. Игнатий Богоносец, посл. 4, ко Антиохиан., стр. 55, изд. 1852 г.

И отрицаяися вочеловечения, и креста Христова срамляяйся, его же ради связан есмь, сей есть антихрист.

Оглавление

Глава 22
О молитве Иисусовой

Учение п. Никона и собора 1666 г.

Деяние московскаго собора 1666–7 г., лист 5, 2 счета 6.

Во имени Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа соборне заповедуем всем вам: архимандритом и игуменом, и всем монахом, протопопом и старостам поповским, и всем священником местным и неместным, клириком же и всякому чину православным христианам, великим и малым, мужем и женам. И повелеваем покарятися вам во всем, без всякаго сумнения и прекословия, святей восточней и апостольстей церкви Христовой... И молитву Иисусову глаголати сице: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, в церковном пении и во общем собрании, а на едине якоже кто хощет (лис. 33). А Иисусову молитву обще в цервах и в домех, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас: аминь. По древнему преданию святых и богоносных отцев: якоже видится, и писано во многих древних греческих и славянороссийских харатейных книгах.

А кто хощет глаголати, упрямства ради, токмо едино: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, а Господи Иисусе Христе Боже наш, глаголати отвращается, мнится, яко мудрствует, и исповедует Христа, яко и Арий, точию сына Божия быти по благодати, а не Бога истинна, единосущнаго Отцу: и в том внимайте, и разсудите, и уразумейте, кая молитва есть вящше прилична, и больши честь приносит Христу; явственно есть, яко сия молитва: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, есть вящше прилична больши Христу приносит честь. Того же деяния 1 щета 41 об. Знаменающимжеся треми первыми персты в молитве свои глаголати: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Книга Жезл правления трудолюбием преосвященнаго собора тщаливе сооруженныи, благословением же святейших патриархов Паисия александрийскаго и Макария антиохийскаго, издания 1753 лета, часть 1, лист 69.

Отцы святии сие его буйство (Ария) хулительное отражают и попирают, уставивше сице паче чести: Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас: сице бо ясне показуется, яко истинный есть Бог, или Сын Божий по существу, а не по благодати, им же и мы подражающе, всем верным повелеваем сице глаголати: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас... Сие убо их буесловие (арианское) обличающе и отражающе имамы паче глаголати: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас: ея же молитвы никакоже хощут чести ариане и ею удобно правовернии от арианов разсуждаются в тех странах, идеже их ересь проклятая не у исчезе.

Розыск Димитрия митрополита ростовскаго и ярославскаго. Издание в Киеве 1877 г., ч. 30, гл. 14, л. 21.

Судивше убо отцы, велели православным людем Сына Божия Богом нарицати, глаголюще: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас: егда убо мы Сына Божия в молитве Богом нарицаем, православно Сына Божия Богом быти исповедуем. Раскольники же, Сына Божия не хотяще нарицати Богом, злославным арианом посоветуют... мощно же изволяющему и обое то вместо соединити, Сына Божия и Бога, глаголюще сице: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Боже наш, помилуй нас.

Обличник Феофилакта, изданный по благословению святейшаго синода в 1752 г., гл. 5, рассуждение 2, л. 89.

Зрите и вы богомерзкии суеверцы, праведно ли вы нарекаете на православных христиан, аки бы не право порицающих вас арианством порицают, иже со Арием не хощете Христа исповедати Бога, егда молитву сию: Господи Иисусе Христе Боже наш отмещете... А в молитве сей явно отрицаетеся Христа исповедати Бога, сего болше и сам ересеначальник Арий не требует от вас: и еще ли не явное ваше ариянство безбожнии апостаты.

Сочинение против раскола архим. грека Дионисия, изд. 1888 г., стр. 22.

Чего ради, говорит он, упряметеся вы и хощете Господи Исусе Христе, Сыне Божий, глаголати, а: Господи Иисусе Христе, Боже наш, ниже слышати хощете: не разумеете окаяннии, яко во Ариеву ересь впадаете, зане Арий Христа Сына Божия токмо глагола и исповеда, такожде и вы ныне... Зрите и вы богомерзкие суеверцы, например, говорит он, праведно ли вы нарекаете на православных христиан, аки бы неправо порицающих вас арианством, иже со Арием не хощете Христа исповедати Бога, егда молитву сию: Господи Иисусе Христе Боже наш, отмещете; сего больше и сам ересеначальник Арий не требует от вас.

Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, издание, Казань, 1857 г., стр. 100, стр. 128.

Святый Афанасий нарицает таковых полуарианы: зде же противу того полуармени: таяжде бо и действуют и творят, якоже и ариане, еже бо в молитве Иисусовой Сына Божия исповедати, сие и ариане мудрствуют: а еже православнии во Иисусове молитве исповедуют Сына Божия божество, тогда объявляется их ересь, не хотят бо глаголяти: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас... Вси убо сии окаяннии самосожигающиися не хотеша глаголати: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И аще ти неверно сие, вопроси и ныне останка злыя тоя армянския ереси учеников, иже не хотят святою троицею креститися, а двемя персты крест на себе творящих: како молитву твориши; отвещает глаголя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Ты же паки рцы ему: вторую же молитву, еже есть: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, чесого ради не глаголеши; и отвещает глаголя: не хощу тоя молитвы никогда же глаголати.

И се убо аз правду глаголю тебе, яко посему того Арменоподражателя и позавай быти: сей есть воистину проклятый арменин, паче же истинно рещи арианин.

Г. Есипов, Раскольничьи дела 18 столетия, том 2, изд. Е. Кожанчикова, 1860 г., стр. 215, 216.

Постановление 1684 г. (именной указ Феодора Алексеевича) объявило раскол преступлением, за которое назначались страшныя наказания,.. которым во-первых запрещалось быть раскольниками, то есть креститься двуперстным сложением, запрещалось творить по-своему молитву Исусову. (Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас).

Протоколы любителей духовнаго просвещения 1872 и 1873 годов, издание в синодальной типографии 1873 г., стр. 292, 293.

Патриарх Иоаким отвечал: мы за крест и молитву не мучим и не жжем, но за то, яко нас еретиками называют и святей церкви не повинуются, сожигаем: а креститься кто как хочет, двемя персты или тремя, или всею рукою, сие все едино... Савва отвечал ему: правду ли глаголеши, яко за крестное знамение и за молитву не мучите, то чесо ради, где приведут пред вас коего христианина, и в первых словесех изстязуете его, како крестится; и како молитву творит; и аще отвещает оный: крещуся и молитву творю по-старому, якоже святая церковь прияла от святых богоносных отец, и вы за то того часа велите его и мучити, и в тюрьму врините на смерть: и ныне у тебя в Нижнем Новгороде седят три человека за крест и молитву в яме, которая ископана глубиною саженей десять, под башнею ивановскою. По твоему же приказу приходил к ним поп Евфимий митроносицкий и, извед их из ямы, вопрашивал: повинуются ли церкви во всем и архиерею; они же, приемше от него благословение, отвещаша: во всем повинуемся и волю вашу без прекословия будем творити, точию увольте нам крестное знамение и молитву по-старому имети, и оной поп тебе возвестил: ты же паки повелел в ту же яму бросити.

Отношение церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодальнаго управления, при Петра великом. 1721–1725 г., изд. 1895 г., стр. 79.

Хотя патриарх Иоаким еще в 1682 г. высказал ту мысль, что креститися кто как хочет, двемя или тремя перстами, или всею рукою, — все едино, какого бы знамения креста на себе не изобразити, но это мнение сказано было под влиянием страха, во время известнаго бунта Никиты Пустосвята в московском кремле, для успокоения, а не по убеждению патриарха Иоакима.

Глава 23 >>>

Оглавление